Единогласным решением XIX съезда Российской гильдии риэлторов, состоявшегося сегодня в Екатеринбурге, Григорий Полторак утвержден в должности президента Гильдии. Первое интервью в новом качестве он дал корреспонденту БН.ру.
– На прошлом съезде, когда вы были избраны президент-электом РГР, был принят новый устав, согласно которому правление вновь стало выборным. Сегодня в прениях после отчета о проделанной работе ваш предшественник Сергей Канухин высказал предположение, что, возможно, тогда поторопились. Вы разделяете эти сомнения?
– Я не думаю, что поторопились. На мой взгляд, все было сделано правильно. То, что есть некоторые шероховатости, есть разные мнения – это нормально. И сегодняшний съезд показал, что организация наша – живая, высказывались различные точки зрения и не было единогласного голосования по всем вопросам. Вместе с тем общий вектор развития всем понятен. Возможно, со временем некоторые положения будут пересмотрены. В частности, по-прежнему дискутируется вопрос, одна или несколько организаций, входящих в РГР, могут существовать в одном регионе.
– Выбран новый состав правления Гильдии, в нем довольно много новых имен.
– Я уверен, что обновленное правление абсолютно работоспособно. Безусловно, какое-то время уйдет на то, чтобы люди, что называется, притерлись друг к другу. Мне очень важно, что у всех есть желание работать. Это совершенно нормально, когда рабочий орган обновляется примерно на треть, удается сохранить преемственность, не утратить цели, которые были сформулированы и в то же время привнести свежий взгляд. Рад, что делегаты съезда разделили эту позицию, и демократия не перехлестнула пределы разумного.
– Главная цель РГР сегодня подготовка законопроекта «О риэлторской деятельности». Еще год назад так остро вопрос не ставился. Хотя в вашей программе на выборах президент-электа был такой пункт: «Принятие… закона, регулирующего доступ к профессии: оказание профессиональных услуг на рынке недвижимости возможно только юридическими лицами – членами профессионального сообщества». За эту программу проголосовала Гильдия. А сегодня даже на первом заседании рабочей группы нет единомыслия по данному вопросу.
– На самом деле, есть две точки зрения. Но различие лежит не в той плоскости, что обсуждается, кого регулировать – юридических или физических лиц. Наша позиция такова, что регулировать надо и тех, и других. Вопрос в том, что первично? На мой взгляд, это все-таки регулирование юридических лиц, но при этом их сотрудниками могут быть только аттестованные специалисты.
– Получается, что квалификационные требования предъявляются физическим лицам, а регулируются юридические. Нет ли здесь противоречия?
– Нет, ведь во многих профессиях существуют квалификационные требования. Но регулировать надо не только юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей, то есть тех, кто согласно договору отвечает перед потребителем. Физическое лицо, не являющееся субъектом предпринимательства, по российскому законодательству перед потребителем не отвечает.
С другой стороны, в процессе регулирования можно и, на наш взгляд, нужно выставить требования, чтобы эти предприниматели нанимали сотрудников, которые соответствуют определенным требованиям. Таким образом доступ в профессию будут контролировать именно юридические лица. И никакого ущемления прав физических лиц тут нет: пожалуйста, становись предпринимателем и отвечай по договорам.
А профессиональные стандарты должны утверждаться, условно говоря, наверху и быть обязательными для всех. Почему, на наш взгляд, практически нигде не работает закон о саморегулируемых организациях? Потому что, к сожалению, законодатель определил, что стандарты деятельности утверждаются на уровне СРО. Это означает, что если у меня есть 25 юридических лиц, я создаю СРО, устанавливаю какие хочу стандарты – и работаю в рамках закона. Но ведь потребитель не понимает тогда, на какие стандарты ориентироваться и чего требовать. Это все равно, что каждый производитель молока установит свой ГОСТ.
Поэтому наша позиция такова: закон нужен для того, чтобы установить единый стандарт.