
Судебный прецедент в Санкт-Петербурге поставил под сомнение применимость нормы о 30% предоплаты по госконтрактам. По мнению участников рынка, это подходящий момент для введения 100%-ной предоплаты для сделок девелоперов с государством в рамках долевого строительства.
Областное управление Федерального казначейства проиграло кассацию по спору с Ленинградским судом, который требовал оплатить долевое участие суда в покупке квартиры для его сотрудницы в размере 100%. Казначейство требовало ограничиться повсеместно принятыми в отрасли 30%, однако суд настаивал на полной оплате долевого участия.
Как объясняет позицию Казначейства один из его представителей, норма от предоплате в 30% по договорам долевого участия связана с риском, который присутствует при покупке недостроенной недвижимости. По его мнению, государство не должно рисковать бюджетными средствами, ведь всегда остается вероятность, что строительство будет сорвано, заморожено или отменено.
Свою позицию Казначейство основывает на федеральном законе 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», постановлении правительства РФ от 14.11.07 «О мерах по реализации федерального закона о бюджете на 2008 год...» и ряде других нормативных актов.
Однако суд не встал на сторону Казначейства, и посчитал его позицию неоправданно расширенным толкованием норм конкретного закона. Как было установлено решением суда первой инстанции,ограничения по авансированию не распространяются на участие государства в долевом строительстве.
Закон о госзакупках (94-ФЗ) регулирует лишь конкурсную процедуру размещения госзаказа, а правовые основания для полной оплаты заключенных контрактов содержатся в федеральном законе N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве», который предусматривает, что финансирование контрактов долевого строительства может производиться в полном объеме с момента их заключения. Мотивировочная часть решения будет готова 13 января.
Этот прецедент обрадовал как участников рынка, так и самих чиновников. Снятие ограничения на размер авансового платежа оживит рынок недвижимости, который в последнее время переориентировался на работу с госзаказчиками.
Если соглашения по покупке жилья для социальных нужд будут профинансированы государством и городом в полном объеме, девелоперы получат ощутимую материальную поддержку. Эти средства не только стабилизирует кризисную ситуацию на рынке, которая в 2009 году пока что не торопится исправляться, но и дадут застройщикам возможность закончить временно замороженные объекты.
В то же время, представители Федерального казначейства уже заявили о своем намерении оспорить нынешнее решение суда.