Мой собеседник, Борис Владимирович Горелик, генеральный директор ГК «Триумф», личность в предпринимательских кругах Нижнего известная. Придя на рынок в далеком 1993 году, за годы работы он сумел создать риэлторскую компанию, которую хорошо знают не только в нашем городе, но и за его пределами, а сам он стал признанным экспертом в области недвижимости. К нему прислушиваются, его мнение уважают. Темы, которые он поднимает, всегда актуальны. Думаю, что и сегодняшняя беседа о роли и значении Гильдии риэлторов на нижегородском рынке недвижимости и путях ее развития будет интересна не только профессионалам.
- Борис Владимирович, вы сами стали инициатором данного интервью. Что послужило причиной?
- Причина заключается в желании поднять интерес к Нижегородской Гильдии сертифицированных риэлторов (НГСР) как к профессиональной ассоциации. Заставить участников нижегородского рынка недвижимости вступить в дискуссию на тему: зачем в принципе нужно такое объединение? Во имя чего агентства недвижимости платят членские взносы, отстраивают интересы с собственными конкурентами, принимают на себя определенные правила игры, вступая в Гильдию? Я убежден, что только таким способом - коллективным, мы сможем определить, по какому пути должна развиваться Гильдия, на чем делать акценты.
- Зачем лично вам это нужно?
- Я со своей компанией вышел на рынок недвижимости в начале 90-х. И стоял у истоков, был одним из инициаторов появления Нижегородской гильдии риэлторов. Тогда она создавалась как инструмент диалога с властью в канун грядущего лицензирования рынка риэлторской услуги. Риэлторы объединялись на региональном уровне, поскольку им казалось, что так разговаривать с властью, доносить до нее свое мнение будет гораздо проще. Потом долгое время входил в управляющие органы НГР.
Со временем многое менялось. И теперь можно сказать, что «Триумф» прошел этапы от учредительства Гильдии, активного сотрудничества с ней, до устойчивого падения интереса на протяжении последних нескольких лет и выхода из этой организации в 2009 году.
- Но вышла компания «Триумф» ненадолго…
- Да. Спустя буквально несколько месяцев после точки разрыва мы сказали себе - нет, стоп, давайте вернемся. Может, Гильдия и не соответствует сегодня нашим ожиданиям, но лучше мы изнутри поможем ей стать такой общественной организацией, которая будет иметь реальную значимость, вес на рынке, чем останемся в стороне от этого процесса. И «Триумф» вернулся.
Возможно, для кого-то покажется маловажным, что одна из риэлторских компаний вернулась в НГСР, ведь за прошлый год гораздо больше компаний Гильдию покинули. Но думаю, все же, что событие это определенное значение имеет. Во-первых, «Триумф» занимает не самую малую долю рынка, а, во-вторых, решение это было принято мной, как руководителем, не на пустом месте. Покидая НГСР, я считал ее малоэффективной организацией. Но проведя перед возвращением ряд встреч с руководителями компаний, оставшихся в Гильдии, на предмет того, как обстоят дела, вдруг, вместо минора и безнадеги в голосе, я услышал новые идеи, уловил некие сигналы - не все так плохо, Гильдия живет. А когда пришел на общее собрание, то увидел, что оно не крикливое и бездумно орущее, как мне это часто казалось раньше (да простят меня за эти слова), а конструктивное и последовательное. Изменились люди, их поведение, мышление.
- С чем, на ваш взгляд, произошедшие изменения были связаны?
- Очевидно, много факторов сыграли свою роль. В том числе - выборы нового президента, Александра Борисовича Жилевского. Уже через год после его председательства положительные изменения были ощутимы.
- Вы говорите о том, что НГСР изменилась, но по ее количественному составу этого пока нельзя сказать…
- Пока нельзя. На данный момент НГСР охватывает всего порядка трех десятков компаний, и это действительно меньшая часть рынка риэлторской услуги. Если судить по «заголовкам», то от силы 10-15 процентов, в долях рынка намного больше - процентов тридцать.
Но этого, безусловно, недостаточно. Поэтому сейчас профессиональная ассоциация поставила перед собой задачу на ближайший год - объединить в своих рядах примерно половину рынка. А предел, к которому мы должны стремиться - стопроцентный охват рынка. Но это невозможно сделать, если риэлторские компании по-прежнему будут задавать нам вопрос: «А зачем это надо, зачем платить членские взносы?». Ответ на этот вопрос мы и должны громко озвучить.
- Так за счет чего НГСР планирует этого добиться?
- За счет изменений, происходящих в Гильдии и активной пропагандистской политики. Я далек от мысли, что являюсь носителем всех черт, которыми должна обладать обновленная ассоциация, но, отчасти, являюсь неким их средоточием. Видимо, поэтому совет Гильдии поручил именно мне курировать проект ее развития.
Раньше такой функции, как развитие, не было (очевидно, подразумевалось, что оно должно происходить само собой). Сейчас она персонифицировалась. Я выступаю в роли стимулятора, креативного директора, в задачу которого входит необходимость стряхнуть пыль с давно начертанных на знаменах Гильдии идеалах, помочь их переосмыслить. Обозначить новые привлекательные грани.
Мы не должны стесняться говорить о тех преференциях, которые получает компания -участница от профессионального сообщества. Обязаны объяснять всем, в чем стратегическая польза от этого сотрудничества, а в чем тактическая.
Самое главное, потребитель должен понимать, почему риэлторская компания, входящая в НГСР, это хорошо, и за услугой надо идти именно к ней. Начинающий агент также должен это учитывать при выборе места работы, понимать, в чем преимущества. Менеджеры агентств недвижимости должны осознавать, что они от этого получают. В общем, Гильдия должна быть на устах. Сейчас это далеко не так. Более того, профессиональное сообщество на 80 процентов на данный момент - это клуб директоров компаний-участниц. Я надеюсь, что мне удастся изменить ситуацию с помощью коллег.
- Чем конкретно Гильдия, по вашему мнению, может быть полезна своим членам?
- Ассоциация должна:
1. Содействовать обучению и повышения квалификации.
2. Выступать в роли регулятора «правил игры», помощника в разруливании конфликтных, проблемных или нетипичных ситуаций.
3. Быть локомотивом при выстраивании отношений с органами государственной власти, местного самоуправления, с региональными предпринимательскими и смежными организациями.
5. Заниматься коррекцией имиджа профессии риэлтора в общественном сознании (на сегодняшний день не самого привлекательного).
6. Заниматься благотворительной деятельностью.
7. Предоставлять дисконтную систему для компаний-членов в самых разных областях.
В итоге, взаимодействие с компанией-членом Гильдии должно приветствоваться клиентом. Значок Гильдии должен стать, если не гарантией безупречности, то, как минимум, фактором, снижающим риск получить недобросовестную услугу. Он должен стать узнаваемым розничным потребителем. Таким образом, поле деятельности широченное. На сегодня оно, в силу разных причин, сузилось до того, что Гильдия организует собрания, круглые столы, занимается сертификационными процессами и т.п. Это, конечно, нужно, но явно недостаточно.
Важный шаг на пути к изменениям, на мой взгляд, мы уже сделали - осознали, что изменения необходимы, и то, что осуществить их возможно только в том случае, если мы будет координировать свои усилия, разделять единую систему координат и ценностей.
- Вы коснулись очень важной темы - недоверия общества к профессии риэлтора. На ваш взгляд, почему так случилось?
- Сейчас доступ в профессию, на ее самую нижнюю ступеньку, несложен. 150-ти долларовые риэлторские курсы, несколько сделок, и начинающий специалист по недвижимости имеет возможность говорить, что он ничем не отличается от профессионалов. Рынок допускает экспериментаторов, а в сделках с недвижимостью эксперименты недопустимы! К тому же, по одной паршивой овце судят по всему стаду, недобросовестные участники рынка очерняют все риэлторское сообщество в глазах общества.
Но на данный момент почти не существует показателей, позволяющих объективно рейтинговать компании, агентов для того, чтобы отличать зерна от плевел, ремесленников и экспериментаторов - от профессионалов.
Это потребность дня, которую в одиночку не способна реализовать ни одна из компаний, только профессиональное сообщество. А пользу от этой деятельности получит весь развивающийся рынок риэлторской услуги в целом, все его участники.
- Борис Владимирович, возможно, саморегулирование в риэлторской сфере решит все проблемы?
- Что касается саморегулирования, то оно неизбежно, это естественный процесс. Сам ход развития профессиональных ассоциаций таков, что они рано или поздно, с подачи государства, трансформируются в саморегулируемые организации. И по правовой форме, и по сути, когда все участники рынка несут определенную ответственность друг за друга, в конечном итоге - за качество оказываемой услуги. Так что Гильдия находится на пути, где нет дороги с обратным движением. Она обязательно станет саморегулируемой организацией (СРО). Причем это произойдет в течение нескольких ближайших лет. И тогда членство в СРО будет единственно необходимым допуском на профессиональную площадку. Оценочная услуга уже живет по этому стандарту. Строительный рынок - тоже. Видимо, риэлторы - следующие.
И это положительная динамика. Ведь тогда возникает понимание, что ты не один в рынке, что отвечаешь за происходящее вокруг, если, конечно, пришел всерьез и надолго. Профессиональные ассоциации культивируют очень важное для рынка чувство ответственности за свою деятельность. Возникает барьер для экспериментаторов.
Но само по себе ничего не возникнет. Государство может дать нам необходимую законодательную базу. Но как она будет реализовываться на практике - зависит от конкретных людей, компаний.
Поэтому работать над этим мы стали уже сейчас. Уже сейчас приходим к пониманию, что отвечаем за этот рынок.
- Хотелось бы, чтобы вы подвели итог нашей беседы.
- Гильдия постепенно встает на путь обновления. На одном из последних советов прозвучал важный, возможно, спорный тезис, но мне он кажется правильным: «Смысл происходящих в НГСР процессов - дать рынку четкий ориентир развития, позволяющий профессиональным участникам дистанцироваться от ремесленников». То, что в Гильдии собрались единомышленники, способные к принятию конструктивных решений, это замечательно. Это дает нам шанс изменить качество рынка через качество его авангарда. А Гильдия объективно, хотим мы этого или нет, таковым является.
Появилось понимание, что только вместе мы - сила, только вместе мы способны развивать рынок и делать его совершеннее. При всем разбросе мнений и разности подходов, те, кто остался в профессиональном сообществе - единомышленники. Это важно для «Триумфа» - развивающейся компании, верящей в положительные изменения в рынке недвижимости, и, думаю, важно для многих профучастников, приходящих в рынок всерьез и надолго.