
В Жилищный кодекс (ЖК) готовится новая поправка. Несовершеннолетним детям хотят разрешить жить в квартире родителя после развода. Чем грозит такая поправка покупателям «отягащенных» квартир, родителям и самим детям?
До принятия в 2005 году ЖК РФ так называемые «бывшие члены семьи нанимателя» сохраняли право пользования квартирой, в которой проживали. К таким «бывшим» относились супруг и его родственники. Эта норма очень затрудняла сделки на рынке жилья. Любой покупатель квартиры на вторичном рынке сильно рисковал получить к ней довесок в виде прописанных в ней родственников продавца, которые сохраняли право проживания, а при определенных обстоятельствах могли и оспорить сделку, оставив покупателя без квартиры, а порой и без денег.
Новый ЖК решил эту проблему, разрешив собственнику свободно выписывать «бывших», но тут появилась новая «несостыковка». Несовершеннолетние дети, которые по соглашению родителей или по решению суда оставались после развода с одним из родителей, теряли право пользования жильем другого родителя. То есть, к примеру, если у отца есть в собственности квартира, а у матери нет, и после развода ребенок, как это бывает в 99% случаев остается с мамой, то отец имеет право выписать из квартиры и бывшую жену, и ребенка.
Это вовсе не означает, что выписанные становятся «бомжами». Обычно в таких случаях разведенная женщина возвращается к родителям, снова выходит замуж, снимает квартиру и так далее. При этом по российским законам она может беспрепятственно прописать там же и ребенка, независимо от согласия собственника жилья, других жильцов или даже арендодателя. Однако законодатель счел, что права ребенка защищены недостаточно, и если мать вполне можно оставить без жилья, то о ребенке следует позаботиться.
Теперь, если будет принята поправка, бывший муж не сможет выписать ребенка из квартиры, даже если по решению суда тот должен жить с матерью. Но как же тогда бывшая жена, лишенная права пользования квартирой, сможет исполнять свои родительские обязанности? Очевидно, что ребенок после развода родителей должен остаться с тем из них, кто взял обязательства по его воспитанию. Значит, в рассмотренном нами случае защита прав ребенка заключается в предоставлении ему прописки, а вовсе не места проживания.
Что даст эта прописка ребенку, который и так может быть беспрепятственно зарегистрирован в любом месте жительства его матери? А вот собственнику квартиры такое обременение сулит большие неприятности. Продать квартиру станет гораздо сложнее, но даже если это удастся, покупатель будет постоянно пребывать в страхе появления посторонних жильцов. Работа риэлторов усложнится, что, вероятно, приведет к повышению их комиссии за услуги. Ипотека на такие квартиры станет практически нереальна, так как обремененная квартира не сможет быть полноценным предметом залога по ипотеке: в случае дефолта заемщика банку будет весьма проблематично ее продать. Так что банки, вероятно, просто не станут связываться с неликвидной квартирой и не будут выдавать на нее кредит. Сделки будут реже заключаться и чаще расторгать, функционирование рынка недвижимости ухудшится.
Таким образом, данная мера оказывается половинчатой, и, в общем-то, не дает преимуществ никому из участников. Если уж защищать права ребенка после развода родителей, то логичнее было бы пойти до конца и предоставить ему не только право проживания, но и право собственности на долю в квартире. Такие предложения уже есть, однако при реализации их нужна предельная осторожность, чтобы не создать почву для обмана собственников, например, в случае брака по расчету.
Кроме того, рассматриваемая норма предполагает сохранение права ребенка до его совершеннолетия. Но ведь в 18 лет приобрести самостоятельно жилье нереально, а значит, 18-летний ребенок, выписанный родителем, опять же может оказаться на улице. Понятно, что полностью удовлетворить всем интересам невозможно, но все же стоит попытаться их учесть. Нужен разумный компромисс, а также четкие и взвешенные нормы по его реализации. Остается надеяться, что до принятия Госдумой поправки она будет доработана с учетом всех замечаний специалистов.