![](http://img-news.ners.ru/news/3d/3d65b3d9dcc6213057f630424a28863d.jpg)
Покупка или продажа недвижимости часто не обходится без помощи профессионалов-риэлторов. Свои услуги предлагает огромное количество агентств и агентов-одиночек, рубрика «Недвижимость» в любой газете пестрит объявлениями – «Помогу продать или купить квартиру» и т.п. Как найти «своего» риэлтора? Как не ошибиться в выборе агентства и быть уверенным, что деньги не будут потрачены зря, что вас не обманут, и вы останетесь в выигрыше? Выбор риэлтора – это не тот случай, где можно сыграть в лотерею. Сделки с недвижимостью – не только дорогостоящие, но их еще и очень сложно, а иногда невозможно, отменить. Поэтому поиску риэлтора лучше посвятить некоторое время, чтобы быть абсолютно уверенным в его надежности и чистоплотности.
Чаще всего люди, решив купить или продать недвижимость, с вопросом: «Где найти риэлтора?» обращаются к друзьям и знакомым. И это совершенно оправданно – удачно проведенная сделка с недвижимостью – хороший повод обратиться к тому же риэлтору. Если опрос знакомых никаких результатов не принес, берем в руки газету. К рекламе многие относятся с предубеждением, однако это – в первую очередь информация, и из рекламного объявления можно получить очень неплохое представление о риэлторе. Как грамотно прочитать рекламное объявление? Лучше воспользоваться подшивкой одной газеты, например, «Из рук в руки». Текст объявления чаще всего идет стандартный – логотип, перечень услуг, слоган. Но есть некоторые моменты, на которые стоит обратить особенно пристальное внимание. Это номер лицензии, количество и периодичность рекламы, месторасположение фирмы и стоимость услуг.
Читаем номер лицензии
Обычно в рекламных объявлениях компании указывают номер лицензии. Если цифры номера входят в первые две сотни – это агентство работает длительное время – как минимум, лет пять, причем работает идеально. Каждый год лицензию необходимо продлять, и если у агентства была какая-то некрасивая история, связанная с нарушением закона, в пролонгировании лицензии компании будет отказано. Если же агентство «замяло» эту историю, то будет дана другая лицензия, но ее номер уже не будет входить в первые две сотни.
Количество и периодичность рекламы
Если компания размещает рекламу уже давно и в каждом номере, если размер рекламного объявления не уменьшается, а остается прежним или, напротив, увеличивается – это говорит о том, что агентство работает стабильно и процветает, увеличивая затраты на рекламу. А значит, туда вполне можно обратиться.
Где находится?
Вы уже знаете, в каком районе хотите купить квартиру? Лучше, если вы обратитесь к агентству, которое находится в этом же самом районе. Потому что риэлторы обычно великолепно осведомлены о рыночной ситуации «своего» района. Кроме того, в последнее время среди агентств стали появляться те, кто специализируется на реализации недвижимости в каком-то конкретном районе – они в курсе цен, и сделают все, чтобы вы смогли купить или продать квартиру по максимально возможной стоимости.
Консультации
Некоторые агентства предлагают услугу по бесплатной консультации, и об этом пишут в рекламе. Воспользуйтесь этой услугой: во-первых, вы сможете заочно познакомиться с агентством, а во-вторых, обратить внимание на то, кто с вами разговаривает. Если это – маклер, а не диспетчер, значит, компания уважительно относится к своим клиентам и дорожит ими.
Комиссионные
Каждое агентство берет комиссионные, стоимость услуг составляет примерно пять процентов. Вам могут назвать значительно меньшую сумму, но, скорее всего, комиссия будет больше, просто скрытой. Иногда, когда риэлторы заключают сделки по обмену большей квартиры на меньшую с доплатой, или переезду в менее престижный район, они могут сказать о том, что с вас комиссию не возьмут. Это не совсем так – комиссия наверняка будет, просто ее удержат автоматически, и вы на самом деле не будете вносить деньги наличными, и можете вообще об этом никогда не узнать. Но несмотря на то, что агентству придется заплатить, лучше, особенно в этих случаях, чтобы за вашей спиной была солидная компания – при самостоятельном обмене или с помощью «черного» маклера вы можете остаться и без квартиры, и без денег.
Брокеры
На рынке недвижимости, помимо риэлторских агентств, работают агенты, у которых есть Личная лицензионная карточка брокера – ее выдает правительство Москвы на основании проведенной аттестации.
Ассоциации и гильдии
Речь идет о МАГР, РГР и им подобных. Конечно, можно туда обратиться, и они порекомендуют кого-то из членов своей гильдии. Присутствие вашего агентства в списках МАГР говорит о его солидной репутации, но если вы выбрали риэлторов, не состоящих в гильдии, это не говорит о том, что они плохо работают или являются нестабильной организацией. Многие компании относятся к МАГР с некоторой осторожностью, считая, что, кроме членских взносов, гильдия ничем не занимается.
Крупное или мелкое – что лучше?
И у крупного, и у мелкого агентства есть свои недостатки. Плюсы крупного агентства – это практически гарантированная надежность. Оно не может быстро свернуть свою деятельность и исчезнуть с вашими деньгами. Здесь чаще всего работают профессиональные юристы и специально обученные агенты. Однако крупные риэлторские агентства «страдают» раздутым штатом – скорее всего, вашей сделкой будет заниматься несколько человек: один общается с вами, другой оформляет документы, третий подыскивает квартиру, и т.д. Теряется индивидуальность сделки, многие факторы могут просто не попасть в поле зрения агентов, а значит, будут упущены. Небольшие агентства, где вами будет заниматься один человек от начала до конца, часто грешат недостаточно профессиональными кадрами, поэтому, выбирая агентство, стоит тщательно изучить обстановку там, куда вы решили обратиться.
Агент-одиночка
К таким агентам очень рискованно обращаться без рекомендаций от ваших знакомых или друзей. Конечно, не каждый маклер-одиночка – мошенник, но если вдруг случится непредвиденная ситуация, то у риэлтора из агентства есть в некотором роде страховка – за ним стоят и другие сотрудники, у одиночки такой страховки нет. Бывает так, что некоторые риэлторы, которые работают в агентствах недвижимости, предлагают часть сделки провести через агентство, а часть – самостоятельно, без заключения договора. Оплата их услуг в таком случае будет значительно ниже, чем комиссия компании, однако если у вас нет рекомендаций от их прежних клиентов, этот вариант вам вряд ли кто-то предложит – велик риск, что о такой сделке узнает агентство, и тогда пострадает репутация риэлтора.
Заключение договора
Итак, агентство выбрано, и вы приехали заключать договор. Обратите внимание, какой договор вам предлагают подписать. Если он – типовой, изложенный на одном листе бумаги, лучше сменить агентство. В договоре на куплю-продажу недвижимости должно быть учтено множество нюансов, юристы компании обычно дополняют и перерабатывают его с учетом именно вашей ситуации. Да и юристов в агентстве должно быть два как минимум.
Размер комиссионных
Средние расценки на услуги агентств на сегодняшний день примерно такие. Продажа квартиры обойдется примерно в полторы тысячи долларов, обмен – в две с половиной, документальное оформление готового варианта – в пятьсот. Конечно, расценки могут варьироваться как в большую, так и в меньшую сторону, но на сделках с недвижимостью лучше особо не экономить. Это как раз тот случай, когда экономия может обойтись значительно дороже.