Покупатель коттеджа в поселке, как правило, может рассчитывать на то, что по уровню доходов его соседи принадлежат к той же группе. Однако это обстоятельство далеко не всегда определяет "комфортность" соседства.
Сопоставимость финансовых возможностей возникает автоматически в зависимости от цены дома или участка. Но это не означает социальной однородности жителей формирующегося поселка. А за рубежом именно она во многом определяет качество локации.
Подбор по принципу "богатый сосед - хороший сосед" покупателей уже не устраивает. "Многие клиенты вне зависимости от стоимости коттеджей в первую очередь интересуются, кто уже купил дома в поселке", - говорит Ольга Астахова, директор департамента загородной недвижимости АН "Адвекс".
Некоторые застройщики вводят понятие "фэйс-контроль". Традиционное значение - отбор по внешнему виду - в этом случае расширено: покупателей обещают проверять не только на платежеспособность, но и на добропорядочность. Как правило, такие обещания - всего лишь рекламный трюк.
"Социальная однородность поселка - вопрос важный. Но говорить о фэйс-контроле для покупателей совершенно излишне.
"Ненужные" жильцы отсекаются уже самой стоимостью проживания. Если же кто-то из застройщиков говорит, что "отбирает" будущих жильцов поселка, это вряд ли соответствует действительности", - говорит Павел Павлинов, директор по маркетингу компании "Росса Ракенне СПб", эксклюзивного дистрибьютора концерна HONKA в России. Схожего мнения придерживаются в компаниях Greenside и "ПетроСтиль".
В коттедж - через разведку
Пока единственный надежный способ действительно выбрать соседей - купить коттедж в закрытом, клубном поселке.
Корпорация "Петербургская Недвижимость" разработала проект поселка Lake's Barry Club. По словам Алексея Рогова, директора по развитию и продажам проекта "Загород", каждый потенциальный покупатель заполняет анкету, в которой указывает основные данные о себе, своем бизнесе и положении в обществе.
"В анкете есть несколько вопросов, позволяющих составить комплексное представление о клиенте. Причем мы не просим его предоставлять какие-либо конфиденциальные сведения. Мы проверяем полученную информацию, а затем руководство и сособственники коллегиально принимают решение о вступлении в клуб новых жильцов. Мы заранее предупреждаем наших покупателей о возможном отказе", - говорит Алексей Рогов.
При прочих равных предпочтение отдадут собственнику бизнеса с приемлемым уровнем благосостояния.
"Мы хотим создать нашим клиентам комфортные условия для жизни. Мы не планируем по этому проекту масштабной рекламной кампании, большинство коттеджей купят давние знакомые и деловые партнеры корпорации", - уверен г-н Рогов.
Официально проверить будущих жильцов частные компании не могут. Как это делается на практике, ни для кого не секрет: у каждой охранной фирмы найдется нужный знакомый "в органах".
"Мы можем дать информацию по запросу лишь ограниченному кругу государственных структур: суду, прокуратуре и пр. Коммерческие организации ничего о гражданах от нас узнать не могут - это нарушение Конституции", - ответил "НП" начальник пресс-службы ГУВД Вячеслав Степченко. Однако в частной беседе работники милиции признают: по знакомству можно узнать все, что угодно.
По словам операторов рынка, в окрестностях Петербурга построено немало мини-поселений, которые расходятся "среди своих", не попадая в рекламу. Оценить объем этого рынка трудно.
Олимпийский фэйс-контроль
Другой подход - в компании "Олимп-2000". Здесь публично заявляют о фэйс-контроле для желающих приобрести коттедж в "Репинской усадьбе", но при этом выставляют дома в открытую продажу.
"Это наше ноу-хау. Не могу сказать, по каким критериям мы выбираем жильцов для "Репинской усадьбы". Скажу только, что были случаи, когда мы отказывали покупателям", - говорит Вадим Алексеенко, директор отдела продаж "Олимп-2000".
Другие застройщики тоже упоминают про отбор покупателей и тоже отказываются раскрывать подробности.
Юристы уверены: подобный фэйс-контроль противозаконен, поскольку нарушает основные права покупателя.
"Мы имеем дело с публичной офертой - поселок выставлен в открытую продажу. Отказать покупателю за-стройщик не имеет права. Только если поселок закрытый и не рекламируется, продавец может устраивать какой угодно отбор", - комментирует Михаил Федоров, директор юридической формы "Метрополис".
В Общество по защите прав потребителей несостоявшиеся покупатели коттеджей никогда не обращались.
"Если дело довести до суда, решение будет вынесено очень быстро и не в пользу застройщика. Если в рекламе написано, что они не продают коттеджи лицам в красной рубашке и зеленых штанах - имеют на это право, если же нет никаких оговорок - тогда это ненадлежащая информация об объекте. Считаю, что фэйс-контроль существует только на словах", - поясняет Мария Степанова, старший специалист Общества.
Журналисты "НП" решили испытать на себе систему фэйс-контроля от "Олимпа-2000".
Мы пришли в компанию как покупатели. Правда, нам пришлось месяц уговаривать специалистов отдела продаж: у них все не было времени, чтоб показать нам поселок в будни. (Хотя на сайте проекта сказано, что "на стро-ительной площадке ежедневно с 10-00 до 19-00 находится представитель компании".)
Нам все-таки удалось побывать на объекте. Когда зашла речь о возможных способах оплаты "понравившегося" особняка, мы спросили о фэйс-контроле напрямую.
Руководитель продаж "Репинской усадьбы" Сергей Коротков после пятиминутной беседы успокоил "покупателей": "Понять, вменяемый человек или нет, можно с первых слов. Вот я уже вижу, что вы нам подходите. - И добавил: - Если клиент будет действовать через представителя, вообще никакой фэйс-контроль невозможен".
Мнения экспертов
Светлана НЕВЕЛЕВА,
руководитель проекта "Западное солнце", Greenside:
– Фэйс-контроль, как в ночном клубе, неприемлем для нашей компании. Люди, которые покупают дома в нашем поселке, имеют схожие эстетические предпочтения. Архитектурная концепция и организация поселка формирует определенный образ жизни. Таким образом, социальная однородность складывается сама по себе.
Андрей МАРТЫНОВ,
ведущий специалист по продажам компании "ПетроСтиль":
– Наш поселок "Горки СПб" решен в скандинавском стиле. Что весьма необычно для нашего рынка. Таким образом, потенциальные клиенты относятся к одному социальному слою, у них примерно одинаковые представления о загородном жилье. Многие из них рекомендуют нас своим знакомым.