Феликс Альберт: "Мое отношение к недвижимости исключительно прагматическое"

Ирина Кис
Источник фотографии

Компания "ХИРШ" занимает на нашем рынке уникальную нишу. Она - франчайзинговая, т.е. сама недвижимость не продает и не покупает, ничего не строит. "ХИРШ" "всего лишь" продает франшизы, позволяющие другим компаниям работать под ее торговой маркой. Наш сегодняшний собеседник - Феликс АЛЬБЕРТ, управляющий "ХИРШ-Россия".

- Феликс, продавать свои франшизы пытались многие компании, в том числе крупные и уважаемые. У них - называя вещи своими именами - не получилось. Вы же, всего три года назад появившись на этом рынке, уже имеете около 60 франчайзи. В чем секрет?

- Думаю, в концентрации усилий. У нас, сотрудников центрального офиса "ХИРШ", нет другой работы, кроме как заботиться об успехе наших франчайзи. Помимо этого у нас нет никаких других дел, никаких других проектов.

- Насколько я знаю, вы далеко не всегда занимались недвижимостью. В Вашей, как сказали бы недавно, "трудовой биографии" значится, к примеру, работа в "Mul-T-Lock" - компании, выпускавшей стальные двери. Почему Вы пришли в недвижимость?

- Для меня это не вопрос профессии. Если бы одна стрижка приносила $3-4 тысячи, все бы мы были парикмахерами. Если завтра появится некая новая профессия, которая будет более привлекательной - думаю, я без колебаний стану заниматься ей. Также думаю, что если прийти в любой офис "ХИРШ" и сказать, что вот идея, вот она дает больший доход чем риэлторство, позволяет тратить меньше времени, меньше нервов и т.п. - думаю, ни одного риэлтора не останется.

Так что мое отношение к недвижимости - такое исключительно прагматическое. Профессия риэлтора позволяет без шестилетнего специального образования, без инвестиций в десятки тысяч долларов жить очень достойно и найти уважение со стороны окружающих - если ты, конечно, стал профессионалом. Эта работа дает возможность отдыхать два месяца в году - если вам это надо. И так далее, так далее... Но эта профессия все же не культовая. Если честно, я не встречал в жизни людей, которые с детства мечтали стать риэлтором. Все хотели стать космонавтом, я даже знал людей, которые мечтали быть зубными врачами... А вот риэлтором - нет.

- Что Вам в этой работе больше всего нравится, а что хотелось бы изменить?

- Это только иллюзия, что риэлторы работают с недвижимостью. На самом деле мы на 100% работаем с людьми. И лозунг компании "Бест" - "Все работают с недвижимостью, а мы - с людьми!" - мне очень нравится. Сознание этого факта дает понимание, что недвижимость не существует сама по себе, а принадлежит кому-то. А риэлтор лишь помогает хозяину недвижимости правильно ею распорядиться.
Работа с людьми - это, с одной стороны, очень интересно. С другой - накладывает ответственность. В том числе и за успех или неуспех других людей.

Думаю, что весь мой предыдущий путь, когда я занимался совершенно другими видами бизнеса, вел меня к нынешней работе. Вот я работал в "Mul-T-Lock". Мы построили завод, установили в нем станки. Я первые дней 10 гордился, ходил по помещениям, думая: вот станки из Японии, вот специалисты из Германии их налаживают... И перестал гордиться довольно быстро - когда в станке порвалась какая-то трубка, и на моего партнера, на его новый костюм за $500 вылилось масло. Стало понятно, что японский станок от российского мало чем отличается. Железки все одинаковые... А с людьми - интереснее.

Что касается изменений в работе, то они происходят постоянно. Это постоянная эволюция, естественное развитие рынка, компании. Вот не так давно я слышал по радио спор об августе 1991 года. Одни кричали, что ГКЧП был ужасом и катастрофой, другие жалели, что у них ничего не получилось. И та, и другая точки зрения имеют право на жизнь, но это уже вопрос истории, эволюции... Меняются все - государство, люди, общество, бизнес.

- В чем Вы видите особенности российского рынка недвижимости?

- О, это замечательный вопрос! Вспомните идущие по телевидению сериалы, где фигурируют маклеры-убийцы, риэлторы-мошенники. С другой стороны, я несколько лет назад читал исследование о популярности профессий в Европе. Риэлтор там занимает предпоследнее место. И я задумался - а почему? Ответ, на мой взгляд, простой - это работа, которая слишком связана с эмоциями. В общении всегда есть как минимум две стороны. И всегда кто-то доволен, а кто-то нет. Вот совсем недавно была сделка. В одном кабинете сидели абсолютно счастливые люди, а в соседнем - приходилось утешать, вытирать слезы, успокаивать и объяснять, почему было принято решение такое, а не другое. Получилось, но у меня нет иллюзий - через два часа эти люди обязательно скажут: как жаль, что эта квартира досталась не нам, какие они сволочи, что продали другим!

- Но есть, например, животноводы. У них прекрасное отношение к коровам сочетается со способностью в нужный момент недрогнувшей рукой эту корову зарезать. Если бы они по поводу убийства каждой коровы падали бы в обморок - долго бы не протянули. Риэлтор не может выработать такой психологический иммунитет?

- Да, но если вы спросите коров, любят ли они своих пастухов, те ответят - нет! А в мире людей есть обратная связь. В психологии есть такое понятие - эмпатия, т.е. способность "заражаться" эмоциями своего собеседника. И научиться абсолютно не быть эмпатом, не перекладывать на себя чужие эмоции, проблемы - это очень непростая задача.

Единственный в мире рынок недвижимости, который окончательно сформирован - это Северная Америка. Там риэлтору работать проще - хотя, конечно, и там свои проблемы. Даже в Европе еще не так. А у нас... "Риэлтор-убийца" - это печалит. Но - положа руку на сердце - сами риэлторы в этом и виноваты...

- У Вас есть девиз? Любимая поговорка?

- Они у меня меняются раз в месяц. Если говорить "по состоянию на сейчас", то мне очень нравится фраза Черчилля: "Успех - это способность двигаться от неуспеха к неуспеху". Вот в середине августа ко мне пришли двое наших франчайзи. Первый говорит: "ничего не получается, люди не хотят даже встречаться, сейчас лето, все в отпусках..." Вторая рассказывает: "провела две встречи с клиентами, заключила два договора". "Так в жизни не бывает!", - возражаю я ей. "Ну, на самом деле, - говорит она, - было шесть встреч, но я их не считаю". Т.е. способность двигаться от неуспеха к неуспеху у нее так велика, что она даже не замечает этого неуспеха.

Вообще, история многому нас может научить. Чем больше думаешь об этом, тем больше понимаешь, что за последние годы не появилось ничего нового. Конечно, техника шагнула вперед, но люди особенно не изменились. Они становились богатыми и бедными, счастливыми и несчастными, даже когда не умели читать.

Возьмем Византию. Это общество, которое существовало стабильно 1200 лет. Не несчастные 75 лет СССР, или даже 200 лет Америке. И тут начинаешь думать - а какие тут механизмы? Что придумано? Почему внешние обстоятельства так мало влияли? Причем далеко не все византийские императоры были совершенными - среди них, выражаясь современным языком, попадались и откровенные идиоты. Они пытались - вольно или невольно - государство разрушить, и у них это не получилось. Насколько должно быть все стабильным! Вот это мне сейчас очень любопытно. Оттуда все мои основные размышления, девизы...

Для компании и отдельного человека фактор стабильности - один из самых важных. Я пытаюсь переложить свои ответы, свое видение на "ХИРШ".

- Вы лидер по натуре?

- Да, и иногда это даже мешает. Вместо того, чтобы дать людям проявить себя в качестве лидеров, я начинаю заставлять их действовать по своему разумению. Перекладываю свое видение на другого человека. Это, наверное, не всегда хорошо.

- Какие качества нужны руководителю для создания эффективного бизнеса?

- Наверное, совокупность трех вещей. Первое - это интуиция, умение разглядеть шанс. Сейчас в мире есть холдинги, в которые входит по полтора десятка компаний из самых разных отраслей бизнеса. Конечно, они объединены одной логикой, но у них разное все - клиенты, персонал... Я пытаюсь понять, как действует руководитель. Ясно, что он не может вникнуть в детали - он даже не знает иногда, что происходит "в поле". Но нюх, чутье на шансы у него должны быть развиты фантастически.

Второе - умение анализировать и постоянно видеть развитие на 3, 5, 10 лет вперед. Когда-то меня поразило видение Sony, когда они в 1997 или 98 годах объединились с Ericsson для производства мобильных телефонов. Они заявили, что сейчас мы объединяемся, а в 2010 году заканчиваем производство мобильных телефонов.

Спланировать на 12-13 лет вперед свою деятельность - при помощи анализа, логики. И что мы видим сегодня? Практически нет ни одного телефона под этой маркой, которые не был бы walkman или еще с какой-нибудь дополнительной развлекательной функцией. Потому что Sony - entertainment company. Компания развлечений.

И третье - быть лидером, т.е. быть готовым иногда сделать больше, чем другой. Подчиняться своим, придуманным собой законам больше, чем другие. Быть готовым много работать. Не по времени. Если кто-то работает с 9 утра до 9 вечера - он, скорее всего, работает плохо. Не обязательно, но скорее всего. Но в рамках отведенного времени быть готовым сделать вещи, которые не сделает никто другой.
Отчасти я и два мои партнера - это эти три качества. Хайм Гороховский - это то самое чутье и разглядывание шансов, Амир Ицкович, президент HIRSH-International - 10 лет вперед. А я - помчаться и сделать, когда это нужно.

- Какие качества Вы особенно цените в сотрудниках?

- Основным здесь будет СО-трудники. Умение отстоять свою точку зрения. Умение обмениваться опытом, навыками и знаниями. Есть вещи, которые я знаю и умею. Есть то же у другого человека - и у нас эти вещи не совпадают. И тогда мы можем провести обмен. Можно назвать это использованием друг друга - в хорошем смысле слова. СО-трудниками "Хирш" становятся люди, которые либо умеют это делать, либо хотят научиться. Компенсировать свои недостатки чужими достоинствами. И наоборот.

- Вам проще работать одному или в команде?

- Иногда одному. В предыдущих проектах я иногда тратил по 30-40% времени только на то, чтобы убедить партнеров сделать что-то. Поэтому иногда проще пойти сделать самостоятельно. И посмотреть, будет ли результат. Если нет - давайте подумаем, почему. Если есть - пошли дальше.

Но, конечно, эффективнее работать в команде. Даже если бы я захотел все делать сам - у меня есть дети, жена, родители, друзья, и так далее. У человека-оркестра не очень хорошая жизнь. Я не хочу себе такой.

- Если условно представить шкалу самореализации от 1 до 10, насколько сейчас Вы уже себя реализовали? Сколько еще предстоит достичь?

- У меня и 1, и 10 каждый день. И они все время меняются. 10 сегодня - это супер. Но к вечеру появится ощущение, что завтра 10 - должно быть лучше.

- Как Вы отдыхаете, как проводите свой отпуск?

- С отпуском у меня проблема. У меня родители в Израиле, а дети здесь. Другого выхода нет, кроме как отвести внуков к бабушке и дедушке, иначе это будет семейный кризис. А Израиль для меня - не отдых. Там сразу появляются деловые партнеры, дела. Со всеми нужно встретиться. Уехать куда-то отдохнуть получается только на 2-3 дня.

- У Вас есть хобби, увлечения?

- Книги. Я могу одновременно читать книгу по истории, какой-нибудь абсолютно дурацкий американский детектив и классную фантастику типа Саймака. И еще журнал.

- Как решен Ваш жилищный вопрос?

- У меня трехкомнатная квартира в районе метро "Коломенская". Всю жизнь я жил не дальше 10-15 минут на машине от работы. И было даже время, когда еще ближе - я ходил на работу пешком, ездил на велосипеде, на роликах. Мне всегда было жалко времени, которое тратишь на перемещение из точки А в точку В. Оно же тратится совершенно бесполезно. Потому что когда было путешествие из Петербурга в Москву - оно хоть и длилось два месяца, но имело собственный смысл. А поездки по Москве - тут просто потеря времени.

- Вы бы хотели, чтобы Ваши дети тоже работали на рынке недвижимости?

- Я бы сказал так - я хотел бы, чтобы мои дети работали с детьми тех, с кем я сегодня работаю. А в каком бизнесе - мне это сейчас даже в голову не приходит.

- Вам хотелось бы получить наследство?

- Я не так давно был в Риге. Мне там показали очень старый дом в центре города, и рассказали историю. До войны он принадлежал одной семье. После распада СССР их наследников -они жили в Германии - вызвали в Ригу и вручили им это наследство. Они не поверили, что это надолго, и в течение двух месяцев дом продали - тогда им казалось, что за очень большие деньги. Но сегодня недвижимость подорожала, и получается, что они продали за копейки. И теперь вся эта семья перессорилась, они друг с другом не разговаривают. Каждый обвиняет другого в том, что было принято неправильное решение. Теперь вопрос - принесло ли это наследство счастье? Вообще, кому-то приносит, но в большинстве случаев наследство не дает ничего хорошего. И говорят так - любое большое состояние заканчивается на внуках. Нужны большие традиции, умение обладать состоянием, деньгами.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: