ФАС режет торговые сети

Ольга Мягченко
Источник фотографии

В Госдуму внесен законопроект о госрегулировании торговли. В проекте, одобренном правительством, по настоянию Федеральной антимонопольной службы в последний момент появились новые положения, которые фактически ставят крест на развитии сетевых магазинов. Если они останутся без изменений, «доминирующие» ритейлеры не смогут строить новые объекты и покупать действующие. Участники рынка отмалчиваются, ожидая, что к третьему чтению скандальные новеллы исчезнут.

В проекте закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», который 13 июля одобрил президиум правительства РФ, за считанные дни до внесения в Госдуму появились поправки от ФАС. Речь идет о том, что сети с доминирующим положением в субъекте Федерации «не вправе приобретать для целей торговой деятельности по любым основаниям дополнительные торговые площади, в том числе путем введения в эксплуатацию новых торговых объектов, и участвовать в торгах по их приобретению». При этом под сетью понимается более двух торговых объектов с общим коммерческим обозначением, принадлежащих одному и тому же хозяйствующему субъекту. Сетям с долей рынка более 25% или годовым оборотом свыше 1 млрд рублей фактически запрещается покупать помещения и строить новые магазины, но разрешается арендовать площади под расширение бизнеса.

Некоторые эксперты полагают, что эта поправка говорит о последовательности федерального правительства в поддержке малого и среднего бизнеса. Малые бизнесмены традиционно выступают против «засилья сетей», обвиняя их в том, что крупные ритейлеры, по сути, монополизируют рынок, исключая возможность конкуренции.

Но предыдущая редакция законопроекта (до поправок ФАС) в целом устраивала как мелкий бизнес, так и торговых гигантов. Одно из наиболее существенных положений документа, который разрабатывался в течение последних двух лет, посвящено размещению нестационарных торговых объектов. В нем, в частности, указывается, что для таких объектов регионы должны разработать специальные адресные схемы, основанные на нормативах обеспечения населения объектами торговли. Причем обратного действия это положение не имеет: когда его примут, оно не станет основанием для ликвидации уже действующих нестационарных магазинов. Как минимум половина этого адресного перечня должна быть отдана малым бизнесменам. Саму схему, а также все вносимые в нее изменения, надлежит публиковать в интернете, а также в официальных печатных СМИ региона. Это вселяло в представителей малого и среднего бизнеса надежду на некоторые гарантии в отношении развития мелкой розницы. В то же время проект не отбирал хлеб и у крупных сетевиков. «Закон получился компромиссным во всех отношениях», - говорил 14 июля в интервью «БН.ру» исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский.

Однако теперь все изменилось.

Миллиард в торговой корзине

Большинство сетевиков не пугает ограничение по процентной доле присутствия компаний на рынке – эти оценки до сих пор проводились ими самими и аналитиками. Официально и систематически ФАС не подсчитывал, кому какой объем рынка принадлежит. По разным оценкам, в Петербурге долю рынка свыше 5% занимают сети «О´КЕЙ», «Дикси» и «Лента». Под удар нового законопроекта попадает лишь x5 Retail Group. В совокупности все ее сети («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») занимают свыше 35% петербургского рынка. В прошлом году ФАС даже вынесла этой компании предписание по работе с поставщиками.

А вот ограничение, связанное с величиной годового оборота, вызвало в торговых рядах панику. Позицию сетевиков высказал Илья Белоновский, который считает, что законопроект в новой редакции, если он будет принят, просто остановит развитие сетевых магазинов. Как отмечает Илья Белоновский, под условия о годовой выручке в 1 млрд рублей подходит практически любая торговая сеть, имеющая хотя бы пять магазинов.

Сами же сетевики предпочитают пока отмалчиваться. Собеседник «БН.ру» в компании «Лента» заявил: «В кулуарах ходили разговоры, что такой пункт может появиться в законопроекте, но мы надеялись, что этого не случится. Мы сейчас не можем оценить, что будет означать эта поправка именно для нас. Нам нужно сначала оценить наши финансовые показатели во всех городах, где мы присутствуем». Впрочем, отмечают в «Ленте», законопроект еще только внесен в Думу. В ходе его обсуждения могут быть внесены изменения.

Другие участники рынка тоже не спешат комментировать новый законопроект, ссылаясь на то, что это еще не окончательный вариант. Сотрудники опрошенных «БН.ру» сетей «Патерсон», «Компьютерный мир», «Дикси», «Л`Этуаль», «О`Кей» заявили, что получили от своего руководства указание не давать комментариев по этому поводу.

Без ажиотажа

Независимые эксперты менее пессимистичны. Например, аналитик ИК «ФИНАМ» Сергей Фильченков полагает: «По сути, это негатив для рынка торговой недвижимости, который теряет крупных покупателей. Но не столь существенное ограничение для ритейлеров, многие из которых вполне комфортно чувствуют себя на арендованных площадях. Похоже, что статья законопроекта направлена на то, чтобы у небольших игроков была возможность для покупки или строительства помещений – сейчас им сложно перебивать цены лидеров или лоббировать выделение участков под застройку».

Конечно, для крупных компаний это не особо позитивно, рассуждает Сергей Фильченков. Сети отдают предпочтение собственности, так как это снижает их риски и позволяет более качественно планировать издержки. Однако свои плюсы есть и у аренды: меньшие издержки на открытие, возможность для более быстрого развития. «Все наиболее динамично развивающие российские сети активно используют возможности для аренды», - резюмирует он.

С этим согласны аналитики «Финансовой корпорации «Открытие». Они считают, что новая поправка «может оказать умеренно негативное влияние на динамику котировок акций торгующихся розничных сетей из-за неопределенности, которая возникает в связи с ней. Однако пока нет полной уверенности в том, что эта версия законопроекта о торговле будет одобрена. Если пункт, ограничивающий экспансию ритейлеров, будет внесен в финальную версию законопроекта, это серьезно сдержит их развитие, поскольку сделает экспансию в небольшие города нецелесообразной. Кроме того, расширение крупнейших розничных сетей в Москве и Петербурге может прекратиться, что может привести к снижению темпов роста продаж. Мы рекомендуем инвесторам проявлять осторожность при вложениях в акции розничных сетей до тех пор, пока не будет одобрена последняя версия законопроекта».

Вице-президент ОПОРы России Вячеслав Корочкин считает, что ажиотаж вокруг поправок ФАС неоправданно раздут: «То, что в законопроекте появились новые пункты после его одобрения президиумом правительства РФ, - это нормальное явление, ничего необычного в этом нет. Появление новых положений, ограничивающих деятельность торговых сетей, лишь обострило дискуссии вокруг законопроекта. Возможно, результатом этих дискуссий станет то, что законодатели признают, что документ требует более глубокой проработки. До сентября еще есть время на внесение в него изменений. В частности, я могу сказать, что пока законопроект не соответствует своему названию. В нем речь идет в основном не о регулировании торговой деятельности, а о взаимоотношении крупных производителей и крупных торговых сетей. Он не стимулирует развитие отечественного производства. Возможно, соответствующие положения предполагается прописать в других нормативных актах. Однако, на мой взгляд, следовало бы хотя бы в общих чертах указать их и в данном документе. Я бы не стал так драматизировать события, как это сейчас делают многие представители рынка, и говорить о гибели сетей, о том, что на них поставили крест. Данный закон – это лишь некая идея, которая в процессе принятия законопроекта Госдумой может трижды измениться».

Вячеслав Корочкин полагает, что деятельность сетей нужно не столько ограничивать, сколько регулировать. Чтобы если кто-то будет признан доминирующим на рынке, то законодательство побудило бы его вести себя корректно по отношению к остальным участникам.

Сами закрываются

Впрочем, отмечают наблюдатели, за последний год большинство сетевиков не открывали новых магазинов, а некоторые, наоборот, даже закрывали действующие или, по крайней мере, приостановили свои программы развития. Всем памятны громкие истории банкротства таких компаний, как «Гроссмарт», «Бананамама», «Арбат престиж», «Смак», ушел с петербургского рынка «Рамстор», закрылся целый ряд магазинов «Находка», «Санта-Хаус», «Патерсон» и других. Одна из последних новостей – закрытие с 15 августа этого года ростовского гипермаркета «Максидом». По мнению некоторых экспертов, в ближайшие годы законодательные ограничения не сыграют роли в программах развития основных сетевых игроков. А когда закончится кризис, правила игры могут переписать заново.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: