Дворы – это не просто пространства между домами. Их роль и облик менялись на протяжении десятилетий, отражая социальные, экономические и культурные изменения. Сегодня дворы становятся важной частью городской среды, где сочетаются функциональность, комфорт и эстетика. Современные тенденции благоустройства, такие как дворы-амфитеатры, дворы-сады, дворы-лабиринты, показывают, как далеко шагнуло понимание архитекторами и девелоперами роли пространства вокруг дома.
От закрытых пространств к открытым системам
Дворы-колодцы: Россия и Европа
Одним из самых ярких исторических примеров организации дворов являются дворы-колодцы Санкт-Петербурга. Эти пространства, появившиеся в XIX веке, были обусловлены плотной застройкой и экономией территории. Дворы-колодцы ограничивались высокими фасадами зданий, часто имели минимальное освещение и использовались для хозяйственных нужд. Подобные пространства встречаются и в других городах Европы, например, в Париже и Праге, где узкие внутренние дворы служили исключительно утилитарным целям.
Советские дворы: утилитарность и массовость
В СССР дворы стали массовым явлением, и их главной задачей было обеспечение жителей базовыми удобствами. Пространства между домами использовались для детских площадок, спортивных уголков, лавочек и насаждений. Они выполняли важную социальную роль, объединяя соседей, однако их архитектурное и ландшафтное разнообразие было минимальным.
Дворы отдыха: Западная Европа и Северная Америка
С 1980-х годов во многих странах мира дворы начали превращаться в пространства для отдыха и досуга. В Германии, например, дворы часто включают в себя зеленые зоны, небольшие сады и места для пикников. В США распространены дворы-парки, где сочетаются зоны для прогулок, детские и спортивные площадки.
Современные дворы: эмоциональная среда
Сегодня дворы становятся не просто местом для отдыха, а полноценной частью жилого комплекса. Они проектируются как многофункциональные пространства, учитывающие потребности всех возрастных групп.
«Рассмотрев самые оригинальные дворы современности – от концептуальных пространств в Европе до инновационных решений в Азии – становится очевидно, что акцент на создание собственной атмосферы и удовлетворение потребностей жителей – глобальный тренд. Российская практика в этой области не только не отстает, но и во многом задает тон. У нас тоже есть проекты, которые по праву можно считать произведением ландшафтного искусства, – дворы, где каждая деталь продумана до мелочей», — рассказала руководитель отдела аналитики и консалтинга «НДВ Супермаркет Недвижимости» Елена Чегодаева.
Представляем подборку наиболее интересных и необычных мировых практик работы с дворовым пространством.
Оригинальные концепции современных дворов
Двор-амфитеатр
Пример – жилой комплекс Sezar City (Москва, Россия).
Приватный двор внутри домов в форме амфитеатра — яркий пример удачного использования рельефа местности. Природный перепад высот в 5,5 метров обыгран десятью ступенями, на которых организованы места для отдыха, встреч, семейных игр, площадки для детей, луг для занятий спортом. Средний ярус занимает комьюнити-зона, под навесом которой расположены качели, подвесные кресла, столы для настольных игр. «Сцена» амфитеатра — событийная площадка для общения и коллективных праздников.
«Идея двора-амфитеатра созвучна и классической архитектуре комплекса, — рассказал руководитель направления развития и перспективных проектов Sezar Group Георгий Новиков. — Такая форма обеспечила удобное естественное зонирование пространства двора на «острова по интересам» и открыточные виды из окон, особенно в вечернее время, когда каскад ступеней будет дополнять ландшафтная вечерняя подсветка».
Концепция благоустройства разработана в партнерстве с архитектурным бюро Wowhaus, известным своими проектами в центральных московских парках, включая «Музеон» и «Парк Горького».
Двор-лес
Пример – жилой комплекс Bosco Verticale (Милан, Италия).
Название жилого комплекса в переводе с итальянского означает «вертикальный лес». В условиях плотной городской застройки и ограниченного пространства, вертикальное озеленение становится эффективным способом организации пространства, когда природные оазисы размещаются на фасадах и крышах зданий. Это один из первых европейских проектов, в которых гармонично сочетаются идеи высотного строительства и озеленения городского пространства.
Архитекторы не просто возвели бетонное здание и украсили его множеством растений, а создали полноценную экосистему, которая значительно улучшает качество воздуха, очищая его от пыли и грязи, а также снижая уровень шума. Это способствует созданию комфортного микроклимата внутри здания. Особое внимание уделено расположению растений, чтобы обеспечить для каждого из них оптимальные условия. В двух башнях комплекса насчитывается около 900 деревьев, несколько тысяч кустарников и почти 11 тысяч многолетних растений. Для размещения такого разнообразия растений в обычных условиях потребовалась бы территория около 7 тысяч квадратных метров.
Двор-сад
Пример – жилой комплекс «Горная деревня» (Китай).
В этом жилом комплексе ключевой идеей стало единение человека с природой и предоставление каждому жителю пространства на открытом воздухе, гармонично переплетающегося с интерьером и вовлекающего в постоянный диалог с окружающим миром. Архитектору проекта удалось виртуозно вписать здания в окружающий ландшафт – дома словно растворяются в природе, их плавные линии стен повторяют изгибы ландшафта. Используя преимущественно натуральные материалы, произведенные в этой же местности, создатели проекта не только вписали его в естественную среду, но и позволили владельцам квартир полностью погрузиться в местный пейзаж.
Двор-парк
Пример – МФК Luzhniki Collection (Москва, Россия).
В самом сердце Москвы, на Лужнецкой набережной, появится многофункциональный комплекс Luzhniki Collection, жемчужиной которого станет беспрецедентный по своим масштабам приватный парк. Раскинувшись на 5,3 гектарах, это будет настоящий природный оазис, где центральное место займет декоративный водоем с двухуровневой водной гладью и «живой» стеной-водопадом. Разнообразие уровней и форм в озеленении из крупномерных деревьев, кустарников и злаковых трав создаст живописный ландшафт, в котором яркие краски сезонного цветения с весны до поздней осени сменяются тихой красотой вечнозеленых растений в зимние месяцы.
В открытых подъездных зонах, drop-off, расположенных в паркинг-галерее, будут созданы фрагменты сада-парка, сочетающие традиционные приемы ландшафтного дизайна с современными технологиями разноуровневого и вертикального озеленения. Еще одной изюминкой проекта станет сад-флорариум под светопрозрачным куполом, где расцветут экзотические тенелюбивые растения.
Двор-оазис
Пример – жилой комплекс The Interlace (Сингапур).
Название этого жилого комплекса в переводе с английского означает «сплетаться», и он давно признан визитной карточкой города. При его строительстве была реализована мечта многих о жизни в городской деревне, когда жилой квартал предоставляет своим жителям все преимущества городской жизни в окружении природы. Архитекторам удалось изящным образом сплести воедино 31 здание, каждое из которых имеет шесть этажей.
Блоки жилых домов переплетены так, чтобы образовать воздушные карманы, создавая эффект, похожий на аэродинамическую трубу. Благодаря этому, здания быстро охлаждаются, а влажность не наносит такого вреда, как если бы она постоянно контактировала с внешней стеной. В результате, независимо от сезона, ветер свободно циркулирует между домами, принося прохладу и влагу, предотвращая накопление сырости и развитие плесени.
Двор-галерея
Пример – жилой квартал с коллекционными резиденциями «Евгеньевский» (Санкт-Петербург, Россия).
Концепция благоустройства нового квартала в центре Санкт-Петербурга будет выполнена по принципу галереи: по внутреннему периметру двора будет расположен прогулочный маршрут с озеленением и размещением арт-объектов. Это решение вдохновлено проектом Мытного двора 1785 года – памятника архитектуры регионального значения, реконструируемого в рамках реализации проекта.
«Исторический проект Мытного двора подразумевал создание галереи, которая должна была стать завершающим элементом архитектурной концепции квартала. Однако, он так и не был реализован. В значительной степени опираясь на историческое наследие при создании «Евгеньевского», мы поддержали идею архитекторов создать галерею в благоустройстве нового квартала. Такой формат организации двора позволяет, с одной стороны, создать арт-пространство с объектами современного искусства, обеспечить приватную внутреннюю среду, а с другой – условия для комфортных прогулок и распределить движение потоков на территории», — рассказывает директор по стратегическому маркетингу компании Formula City Денис Лола.
Почему новый формат дворов в тренде?
Изменение потребностей жителей
Современные жители мегаполисов стремятся к комфорту и эстетике. Дворы перестали быть только местом для игр детей – сегодня это пространство, которое должно удовлетворять потребности всех возрастных групп, быть безопасным, уютным и эмоционально привлекательным.
Технологии и рельеф
Развитие строительных технологий позволило использовать сложный рельеф для реализации уникальных проектов. Вместо того чтобы выравнивать территорию, архитекторы создают амфитеатры, террасы, смотровые площадки, делая пространство интересным и функциональным.
Социальная функция
Дворы снова стали выполнять роль места для общения и объединения людей. Это особенно важно в условиях больших городов, где жители часто чувствуют себя разобщенными.
Экология и устойчивость
Современные дворы включают элементы озеленения, которые помогают улучшать микроклимат, снижать уровень шума и повышать качество воздуха. Это особенно важно в условиях урбанизации.
Девелоперская конкуренция
Дворы стали важным элементом маркетинговой стратегии девелоперов. Проекты, которые предлагают интересные и продуманные дворы, привлекают больше покупателей.
«Дворы прошли долгий путь – от утилитарных зон до эмоциональных пространств, которые объединяют людей, создают комфорт. Современные проекты, такие как дворы-амфитеатры в Sezar City или экологичные решения Bosco Verticale, показывают, что благоустройство – это не просто украшение, а важная часть инфраструктуры и ответ на изменившиеся запросы современного общества», – подытожила Елена Чегодаева.