![](http://img-news.ners.ru/news/8e/8e82fcf13a409c4ba2b2ec444fe3db23.jpg)
В момент кризиса, связанного с угрозой захвата бизнеса, фигура главы компании выходит на первый план. Не случайно «сражение» с рейдерами часто становится не только горячей темой новостей, но и сюжетом детектива. Помимо профессиональных навыков, которые проходят жесткую проверку, ярко высвечиваются и личные качества руководителя. Способен ли харизматический менеджмент стать универсальной защитой компании от агрессии?
Кто готов держать удар
Эффективному управлению можно научиться. Но куда лучше, если менеджерскому образованию сопутствует врожденный талант руководить людьми и увлекать их своим энтузиазмом. По мнению Алексея Белокурова, заместителя генерального директора тренинговой компании «Форест», особенности компании во многом являются отражением особенностей личности ее первого лица. Именно владелец бизнеса или генеральный менеджер выбирает рыночную стратегию и нанимает людей для ее реализации, поэтому недооценивать важность харизмы в бизнесе, как минимум, недальновидно.
Многие эксперты, наоборот, считают значение личностного фактора преувеличенным и доказывают, что при отстроенном функционале и четкой рыночной стратегии не так уж важно, кто управляет компанией, - все процессы идут сами собой. В этом рассуждении есть логика. Да вот беда – чем более успешным и прибыльным становится предприятие, тем привлекательнее оно становится для бизнес-пиратов. В роли рейдеров могут выступать и предприятия-конкуренты, и финансовые магнаты, планирующие расширение бизнеса, и даже государственные структуры. Если рейдер достигает успеха, владелец компании зачастую теряет все, что было нажито непосильным трудом, включая деловую репутацию. Страдают и сотрудники, так как при недружественном поглощении фирмы топам и линейным менеджерам нелегко остаться на прежних позициях.
В такой ситуации многим собственникам и управляющим приходится отвечать на непростой вопрос – кто из них готов взять на себя персональную ответственность за вывод компании из кризиса? Ведь рейдеры используют весь арсенал средств для оказания повышенного давления, так что все люди, связанные с управлением предприятием, живут в условиях, приближенных к боевым - в том числе и по уровню стресса.
Против одной московской транспортной компании рейды проводились 31 раз. Затем гендиректору поступило предложение продать компанию в два раза дешевле ее реальной стоимости. Захватчики намеревались не только забрать территорию, но и уволить около тысячи сотрудников. Руководитель не бросил компанию на произвол судьбы, но до сих пор сражается в судах по ряду выдвинутых против компании исков.
Основной инструмент, который имеется в распоряжении руководителя – команда профессионалов; именно с ее помощью он способен вывести компанию из кризиса. Но в сложный момент нередко выясняется, что такой команды в действительности нет, а есть только коллектив людей, по-разному мотивированных. И первое лицо является лишь номинальным лидером. Психологически трудное, но мудрое решение для руководителя – признать этот факт, и быстро найти того, кто станет антикризисным управляющим. Нередко кандидат находится среди стрессоустойчивых и опытных коллег рангом пониже.
Крупный холдинг по производству продуктов питания стал объектом пристального внимания рейдеров. Целью был не только перехват управления, но и физический захват собственности. В ход пошли все возможные средства: скупка акций через подставных лиц, подделка документов, запугивание топ-менеджеров (последней каплей в «войне нервов» стал гроб, доставленный по адресу одного из владельцев компании).
Казалось, помочь может только чудо. Но основной акционер принял сложное решение: продал свои акции двум коллегам по бизнесу, которые смогли предложить стратегию противодействия дальнейшим шагам захватчиков. К делу подключились сильнейшие юристы. Были приняты меры и по физической защите компании: ее превратили в настоящую крепость, с новейшей системой охранной сигнализации и жесткой пропускной системой. Так двое новых лидеров, объединив усилия, отбили рейдерскую атаку.
Скрытая угроза
Существует немало примеров, когда успех и процветание предприятия в значительной степени подкреплялись несокрушимым авторитетом и эмоциональным лидерством первого лица. Так, Генри Форд, по словам его биографа Форда Бориса Шпотова, раньше многих бизнесменов осознал важность хороших отношений с прессой и целенаправленного воздействия на общественное мнение. Но самое главное - он нравился людям, умел преподнести себя. Поэтому компания «Форд» всегда выглядела в глазах прессы и общества хорошо и весомо, даже когда дела на самом деле шли неважно. МОжно упомянуть и лидера ИКЕА Ингвара Кампрада, который сумел сформировать пресловутый «дух» компании, дать всем сотрудникам объединяющую идею Дома. Не случайно сотрудники называют его «папа Ингвар».
Такие люди не сдают позиции в момент кризиса, и на их мужество и уверенность в собственной правоте равняются остальные. Казалось бы, присутствие подобной фигуры у руля предприятия автоматически сводит «на нет» многие внешние угрозы. Но почему модное словосочетание «харизматический менеджмент» нередко вызывает у опытных руководителей скептическую усмешку?
Во-первых, не все предприятия по определению способны достичь в своем бизнесе предельных высот; равно как и не всякий успешный предприниматель становится прижизненной легендой.
Во-вторых, у лидерской харизмы есть и оборотная сторона, на сильных нападают даже активнее, чем на слабых. Ведь в случае победы можно выиграть куда больший приз. Но самое опасное – это внутренние угрозы.
Сотрудники, постоянно находящиеся «в тени» первого лица, могут страдать от нереализованности (это касается не только топов, но и линейных менеджеров). И если не созданы условия для развития каждого специалиста, то личные амбиции нередко берут верх и над преданностью компании, и над авторитетом руководителя. Возникает искушение расшатать «королевский трон», особенно если на кону стоит возможность перехвата управления. Случается, что ссорятся партнеры по бизнесу, один из которых - харизматик, генератор идей, а второй – сторонник иерархии и регламента во всех областях. Разумеется, междоусобная война внутри компании не может остаться незамеченной, особенно если речь идет о крупном игроке на рынке. В таких ситуациях даже не всегда нужно готовить почву для рейдерского захвата: она уже вспахана и удобрена.
Все хорошо в меру
Единых готовых рецептов защиты бизнеса не существует в принципе, поскольку каждая кризисная ситуация на предприятии имеет множество индивидуальных черт. Значит, харизматический менеджмент - не более чем корпоративный миф, а многочисленные тренинги, направленные на раскрытие личной харизмы, - потерянное время?
Вовсе нет. Тренинги помогают приобрести коммуникативные навыки и усилить полезные качества. И харизма при умелом использовании становится действенной неюридической мерой защиты компании. Даже в условиях начавшейся рейдерской атаки истинный лидер сумеет объединить вокруг себя людей, и добавить к антикризисным схемам необходимый «кураж» и творческую энергию.
И, конечно, харизматический менеджмент покоится на высокой лояльности персонала. Обычно ее удается достичь, если авторитет руководителя не противопоставляется командной работе, и единоличные решения не перечеркивают работу целого подразделения с пугающей регулярностью. Только при этом условии исключаются элементы саботажа на нижних уровнях управления. А значит, все действия топ-менеджера, направленные на защиту бизнеса, с большой вероятностью достигнут цели.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Валериан ХУБУЛАВА,
генеральный директор компании УК «Республика»
Харизма в большей степени важна для политиков, чем для бизнесменов. Если в политике благодаря харизме можно выдать себя за того, кем ты не являешься, то в бизнесе есть реальный итог, по которому оценивается эффективность менеджера. Это счет прибылей и убытков. Так что руководителю лучше думать не о харизме, а о реальных задачах.
Конечно, есть и врожденные харизматики; но их, как правило, не любят. Во-первых, потому что на таком фоне трудно блистать самому. Во-вторых, сейчас люди ориентированы в основном на личный комфорт, их больше волнует уровень зарплаты, чем харизматический лидер с его идеями. И такой лидер должен быть готов, что его будут атаковать. В то же время, если менеджер, нацеленный на карьеру, умеет достигать конкретных поставленных целей, хорошо справляется с основным функционалом, ему не помешает развитие в себе определенных личностных качеств.
В 1997 году я познакомился с Ильей Тимченко, выпускником МГУ. Ему было 23 года. Тогда он производил впечатление типичного менеджера «американского типа», функционера. Но это не помешало ему в сложных условиях выполнить проект по постановке бюджетирования на Казанской кондитерской фабрике. Потом мы вместе работали в компании «СладКо», он приходил ко мне советоваться, в том числе и относительно развития харизмы. И это пошло на пользу его дальнейшей карьере. В настоящее время он генеральный директор концерна «Белый ветер», очень серьезный и успешный человек. И хотя я не могу назвать Илью врожденным харизматиком, я и сегодня готов давать ему самые лучшие рекомендации. А были в моей практике такие «лидеры», за которых я ни за что не стану ручаться.
Ирина РОЖНИКОВСКАЯ,
генеральный директор сети ресторанов «Грабли»:
Безусловно, харизма помогает руководить компанией. Тем более в состоянии «войны», кризиса всегда необходим некий герой, который своим вдохновением может вызвать доверие, увлечь за собой. И если это качество присуще первому лицу компании, шансы устоять при кризисе повышаются. В то же время неформальный лидер, харизматик внутри коллектива может спровоцировать людей на забастовку и т.п. Важно, чтобы авторитет первого лица мог уравновесить харизму этого лидера.
Иногда случается, что харизма топ-менеджера не совпадает с профилем бизнеса, в котором он работает, точнее, она не соответствует сложившемуся у нас образу представителя определенной профессии. Так, очень яркая, красивая, женщина-руководитель может восприниматься как не очень надежный деловой партнер. Или суперартистичный, веселый человек может вызывать сомнение в качестве руководителя охранного агентства. Впрочем, к ресторанному делу, или тренинговому бизнесу, где личностная яркость только приветствуется, «ограничение по стандарту» относится в меньшей степени, чем к таким строго регламентированным областям, как фармация, юриспруденция или финансы. Например, когда журналисты приходили снимать одного из шеф-поваров нашего ресторана для передачи о домашнем новогоднем столе, женщина стеснялась, так как не соответствует современному стандарту красоты. Но для тех, кто снимал передачу и затем смотрел ее, образ полной и обаятельной женщины, которая со вкусом готовит и со вкусом рассказывает о еде, идеально «попал» в восприятие ресторанного бизнеса
Фото: kdo.ru