
Человеку свойственно относиться к разного рода электронным сервисам с предубеждением. Особенно это широко распространено у людей пожилого возраста. Здесь и невысокая компьютерная грамотность, и боязнь всего нового, а также опыт прошлых лет, когда деньги воровали не люди, а государственные банки.
Тем не менее, ситуация потихоньку меняется, и новые атрибуты оформления вещных прав занимают свое место в нашей жизни и уже не вызывают такого раздражения, как в момент своего появления.
Online or not online
Электронная регистрация сделок с недвижимостью уже давно стала обыденностью. В основном это, конечно, продажа ипотечных квартир. Подавляющее большинство ипотеки выдается всего тремя банками, в числе которых Сбер, ВТБ и Газпромбанк. И в каждом из них оформление кредита и документов на квартиру можно сделать, не выходя из офиса.
Кроме того, в банках с помощью электронной регистрации можно провести практически любую операцию с недвижимостью, даже если она проходит без участия кредитных средств. Например, эту услугу активно продвигает Сбер. И она стала уже настолько популярна среди риелторов, что выбрать свободное время для записи можно с трудом.
Граждане могут провести сделку в электронном виде и самостоятельно, но для этого придется постараться. Во-первых, каждой из сторон понадобятся УКЭП – усиленные квалифицированные электронные подписи. И если у вас нет загранпаспорта нового образца с биометрией, то за УКЭП придется обращаться в удостоверяющий центр, где ее сделают за отдельную плату.
Во-вторых, для проведения электронной регистрации вы обязаны уведомить об этом Росреестр через МФЦ заранее. При этом весь смысл online-сервиса теряется. Ведь вы можете тогда просто подать документы на регистрацию в бумажном виде. Кроме того, если вы до этого устанавливали запрет на сделки без личного участия собственника, то для его снятия тоже понадобится отнести заявление в МФЦ.
Выгоды очевидны
Преимуществом электронной регистрации является отсутствие необходимости постоянно перемещаться в пространстве. Особенно это удобно при проведении альтернативных сделок. Иногда собираются довольно длинные цепочки, которые могут рассыпаться, если из процесса выпадет хотя бы один из участников. Вместо того чтобы бегать всей толпой из банка в МФЦ и обратно, всем участникам достаточно собраться один раз в одном месте и провести процедуру.
Также электронная регистрация очень удобна для межрегиональных сделок. Сейчас они с некоторыми ограничениями проводятся банками. Но, правда, в силу человеческого фактора регулярно случаются разного рода казусы. Например, сотрудники всем известного банка могут просто забыть появиться на рабочем месте в назначенное время.
Наталья Крымская, директор по развитию SmartDeal, уточняет: «Электронная регистрация – настоящее спасение для тех, кто покупает квартиру в другом городе. Они могут серьезно сэкономить на поездках и проживании в чужом городе, проведя сделку онлайн. В этом случае все точно так же регистрируется, как переход права собственности по ДКП, а покупатель оформляет себе УКЭП и подписывает документы у себя прямо в смартфоне через приложение Госключа либо выбранного УЦ».
Уже давно и успешно электронные сервисы применяются при сделках с нежилой недвижимостью. Сложно представить двух собственников крупного бизнеса, ожидающих своей очереди в МФЦ с талончиками. Раньше предприниматели пользовались услугой выездной регистрации, когда в офис приезжали оператор с ноутбуком и техник с принтером. Теперь этот анахронизм не нужен.
Надежда на бизнес
В целом по стране ситуация с внедрением электронной регистрации складывается благоприятная. В процесс уже вовлечено порядка 500 участников – это, в основном, банки, застройщики и около 20 самых крупных агентств недвижимости. Их клиенты – все те, кто покупает новостройки или оформляет ипотеку, – уже знакомы с этой процедурой и не боятся использовать ее в дальнейшем.
Но еще один крупный сегмент рынка – покупатели вторичного жилья без ипотеки – пока действуют в основном по старинке, через МФЦ. Во-первых, большинство граждан привыкли доверять бумажным документам. И даже после электронной регистрации стараются получить их у регистратора с печатью. Чтобы просто было.
Во-вторых, даже если риэлторы предлагают им такую услугу, соглашаются неохотно, лишь в случае крайней необходимости. Потому что стоимость проведения электронной регистрации все еще довольно высока. Например, в Сбере без учета сезонных скидок и навязанных услуг она превышает 8500 рублей. И стороны предпочитают экономить, если не получается договориться оплатить ее пополам.
Также негативную роль играет невысокая информированность. Государство не занимается рекламой и популяризацией новых услуг, отдавая это на откуп участникам рынка. Соответственно, доверяют новшествам далеко не все. Да и воспользоваться услугой не всегда удается – в регионах иногда вообще нет ни одного оператора электронного сервиса.
«Рынок электронных услуг, вероятно, будет развиваться в сторону создания независимых коммерческих многофункциональных центров, которые будут предлагать весь спектр услуг по электронной регистрации права. Они будут дополнять и заменять существующие МФЦ с бесконечными очередями, вызванными постоянной нехваткой персонала из-за невысоких зарплат», – считает Павел Луценко, генеральный директор федерального портала «МИР КВАРТИР».