По адресу Нижний Новгород, Рождественская,13, на пересечении с Зеленским съездом стоит обычный, казалось бы, торгово-офисный центр, который к шедеврам зодчества не отнесешь. Но в советские времена к этому зданию мужчины слетались, как мухи на мед. Здесь трудились первые прелестницы города. То был Горьковский Дом моделей, областная альма-матер стиля и красоты.
От доходного к модельному
В дореволюционные времена экономического бума улица Рождественская выполняла функции нижегородской Уолл-стрит – места средоточения деловой жизни города. Банки, биржи, магазины, торговые лавки, апартаменты миллионеров. Рядом церкви, рестораны, ночлежные дома. Чего тут только не было.
Улица Рождественская
Фото: sbchf.narod.ru
На углу Рождественской и Кожевенного переулка участком земли владел купец Александр Извольский, который в 1903 году затеял соорудить здесь доходный каменный дом, заказав проект архитектору Н. М. Вешнякову. К исходу 1904-го здание было построено. Скупость декоративной отделки и решение карниза в виде выступающих деталей с «ушками» подчеркивали принадлежность к рационалистическому модерну. Подвалы заняли кладовые, погреба и котельные, первый этаж – магазины, второй этаж – залы ресторана, третий – гостиничные номера.
Где же было знать господину Извольскому, что спустя чертову дюжину лет жизнь в Российской империи перевернется и его недвижимость отойдет бойким трудящимся. Те спустя еще полвека присовокупят к особняку «коробку» из стекла и бетона в духе промышленного стиля 1960-х. Она не отличалась изысканностью, диссонировала с архитектурным ансамблем окрестностей, но при этом вкупе с бывшим доходным домом превратилась в оплот моды всего региона, если не сказать, страны, ибо разместившийся здесь Горьковский Дом моделей большинство экспертов по значимости ставили на третье место – сразу после московского и ленинградского.
Редкое фото. Еще не обжитой Дом моделей (справа - бетонная "коробка")
Кузница моды
Вплоть до Великой Отечественной творцами моды в СССР выступали полуподпольные модистки и ателье, которые могли худо-бедно одеть элиту, а вот народ в своем подавляющем большинстве носил типовые неказистые шмотки. В начале 1944 года, когда солдаты на фронтах еще гибли десятками тысяч, вождь всех народов погрузился в раздумья: войне скоро конец, победители повезут домой трофейные ночные сорочки немецких бюргерш и русские женщины гордо наденут их, подспудно размышляя о недостатках социализма. Нужно было поднимать легкую промышленность.
Именно тогда Сталин подписал указ о создании Общесоюзного Дома моделей в доме 14 на Кузнецком мосту. И в стране, словно тропические бабочки посреди гимнастерок, разрухи и голода, появились первые манекенщицы и профессиональные модельеры. В рекордно короткие сроки, уже в конце того же 1944-го, региональные отделения Дома моделей появились в Ленинграде и полуразрушенном Киеве. Процесс, что называется, пошел и через пять лет докатился до нашей области.
1 апреля 1949 года на базе бывшей опытно-технической лаборатории, при ателье индивидуальных заказов №1 создается Горьковский Дом моделей, который на протяжении долгих лет разрабатывал широкий ассортимент одежды, обеспечивал технической документацией швейные предприятия, осуществлял мелкосерийное производство, организовывал выставки – в общем, прогибался под спудом забот в стране тотального дефицита, где почти все надо было «доставать», «из-под полы», значительно переплачивая.
Перво-наперво художник рисовал эскизы, затем конструктор кроил изделия по утвержденным ГОСТом (!) фигурам манекенщиц, а заканчивалось все в швейном цехе. Несколько раз в год чиновничий худсовет проводил ревизии на производстве, и в Доме моделей устраивались показы, по итогам которых одобренные изделия отправлялись на фабрики. Правда, полет дизайнерской мысли то и дело разбивался вдребезги о скалу советской промышленности: таких пуговиц у нас нет, поменяйте; такую планку мы не сошьем, упростите; а с подкладкой получится дорого, уберите.
Фото: fashion2012.ru
То, что девушки-модели – простые трудяги, в СССР всячески подчеркивалось. Сотрудницы Дома моделей носили гордое звание «рабочих 5-го разряда» - «демонстраторов верхней одежды». Манекенщица-новичок третьего разряда получала что-то там около 70 рублей, пятого, высшего, - 90, и время от времени могли премировать 30-ю рублями. Журнальную съемку оплачивали 100 рублями, но на некоторых показах приходилось работать и за рубль (при демонстрации одного комплекта одежды). Бонусами были активное внимание со стороны сильного пола, гастроли по стране и редкие, но меткие командировки за пределы Отечества.
Горьковские модели бывали в Германии, Венгрии, Австрии, Польше, Вьетнаме. «На Западе эти модные показы вызывали фурор, - вспоминает одна из манекенщиц. – Сказывался интерес к столь экзотическому продукту, как «советская мода», и восхищение русскими красавицами».
Дисциплина в командировках была нешуточной: моделей укладывали спать в 10 вечера, а худрук по несколько раз за ночь, как в пионерском лагере, делал обход – как бы кому не пришло в голову закрутить роман с каким-нибудь капиталистом.
Резюмируя сказанное, в Горьковском Доме модели кипела жизнь, не похожая на серые советские будни. База была приличной, силы собраны лучшие, как среди художников-модельеров, так и среди конструкторов одежды, которым коллеги завидовали то белой, то черной завистью. Местных девушек почитали за секс-символов, даже когда такого понятия не было и в помине. Сшить здесь платье или костюм по индивидуальному заказу было пределом мечтаний.
От модельного к доходному
А потом нагрянул 1991 год. Пришел рынок, за ним – «челноки» с ворохами импортного тряпья. Отечественная легкая промышленность встала на колени. Дома моделей по стране банкротились один за другим. Наш, переименованный в Нижегородский Дом моделей, протянул до 1999 года и пал под напором дефолта, уже будучи ОАО Дом моделей «Нижний Новгород».
Само здание обрело нового собственника еще в 1995 году. Поначалу там собирались открыть оздоровительный центр. Но потом Производственная группа «Земляне», знакомая по реконструкциям Центрального универмага, гостиницы «Центральная», гостиного двора «Сормовские зори» и кинотеатра «Канавинский», полностью изменила как дизайн, так и «начинку» строения, приспособив его под бизнес-центр.
Розовый "пристрой" справа - бывший доходный дом купца Извольского
Все вернулось на круги своя. Здесь вновь обосновался доходный дом. Его прародитель – дом купца Извольского – красуется только двумя верхними этажами. Первый закрыт офисами и магазинами. А нижегородский fashion-бизнес бурлит нынче по иным адресам, но это уже совсем другая история.