Екатеринбург. Недосягаемая высота

Евгения Курмачева
Источник фотографии

Высокий потолок, огромные окна и неоштукатуренные стены – основные параметры лофта – места для жизни, работы и отдыха. Только представьте: не разгороженное стенами помещение немыслимых размеров (исключение составляет разве что санузел). Зоны сна, приема гостей и кухня разграничены только цветовым и фактурным решением стен, расстановкой мебели. Площадь запросто может достигать 500 м², при том что квадратный метр лофта продается по цене метра квартиры в доме премиум-класса.

Мода на лофты докатилась и до столицы Урала. Уже вскоре первые лофты будут представлены несколькими застройщиками Екатеринбурга.

Идея использования заброшенных промышленных предприятий в качестве жилья и художественных мастерских возникла в начале прошлого века (20-е годы) в фабричном районе Манхэттена. Во время великой депрессии остановились ряд мануфактур, часть была выведена за городскую черту. Переобустроенные цеха приглянулись людям творческих профессий: их привлекали характеристики помещений (высокие потолки, большие окна и центральное расположение зданий) и невысокие арендные савки. В лофтах были открыты галереи, проводились выставки, организовывались приемы.

Например, пионер поп-арта Энди Уорхол сделал из своего лофта на Манхэттене, который он назвал «Фабрика», нечто вроде мастерской, которая была открыта для всех желающих. Уорхол постоянно проживал в лофте, там же устраивались вечеринки и выставки. Во многом благодаря легендарному художнику лофт получил широкое распространение.

Из-за роста цен на недвижимость представители богемы вскоре оказались не в состоянии содержать огромные площади в центральной части города. Лофты перешли в руки состоятельных горожан. Таким образом жилье экономкласса стало элитным. «Без сомнения, лофт-квартиры являются уникальным типом недвижимости, которая востребована довольно определенной и нередко претенциозной клиентурой. Наличие их на рынке ограничено», – комментирует Илья Битков, риэлтор Coldwell Banker Residential Brokerage (США). По мнению эксперта, на родине лофта – в Соединенных Штатах в настоящий момент на рынке присутствует три вида лофт-апартаментов:

- квартиры, интерьер которых оформлен в лофт-стиле;
- лофт-резиденции в новостройках;
- настоящие лофты, где бывшие фабричные цеха переоборудованы в жилые помещения.

«Настоящие лофт-резиденции выстроены в корпусах бывших заводских или промышленных объектов. Одно из самых престижных мест для лофтов, без сомнения, район Сохо (Soho) в нью-йоркском Манхеттене. Подобная недвижимость в 200–450 м² будет стоить 2,5–5,5 миллиона долларов и более. Именно в этом сегменте можно говорить о настоящих архитектурных находках, так как корпусы бывших фабрик были выстроены в середине девятнадцатого века и требовали нестандартных решений для перестройки и внутреннего дизайна.

В то же время вокруг Манхеттена до сих пор существуют районы, где и по сей день превалируют индустриальные постройки 50–70-х годов. Именно здесь лофты заняли бетонные или даже просто отделанные алюминиевыми листами корпуса цехов и складов – ярким примером будет один из городков района Квинс (Queens) – Long Island City. Район этот, расположившийся на самом берегу реки Ист Ривер (East River), отделяющей Квинс от Манхеттена, давно облюбован художниками, предпочитающими устраивать здесь свои мастерские. Цены подобных лофтов уже редко шагают за миллион долларов, а их жильцы зачастую предпочитают жить в арендованных площадях, нежели становиться их собственниками. В любом случае и лофты Манхеттена и их «провинциально-промышленные» соседи пользуются большим спросом», – рассказывает Илья Битков.

Бум проектирования лофтов в новостройках пришелся на вторую половину 90-х годов. Они значительно дешевле классических лофтов: «Квартиры подобного плана располагаются на последних этажах, где за счет увеличения высоты потолков и устранения чердачного пространства удается отвоевать заветные квадратные метры. В этом случае потолок второго этажа будет скошен. Существует и ряд построек, стилизованных под лофт-резиденции прошлых лет, где при строительстве соблюдаются архитектурный дизайн и дополнительная высота потолков. Можно сказать, что в данный момент популярность подобных вариантов несколько снизилась, так как во многих случаях цена лофт-апартаментов будет не столь значительно уступать дуплекс-резиденциям, где собственник может разместиться на двух полноценных этажах. В данном сегменте, к примеру в городах штата Нью-Джерси, расположенных на побережье реки Гудзон, что прямо напротив Манхеттена, часто можно встретить варианты по цене 650–950 тыс. долларов за 130–200 м²», – приводит цифры эксперт.

Западная мода

В середине века мода на жилье в промобъектах докатилась до Старого Света. Классический лофт является самым дорогим видом жилья в Европе не только из-за его многочисленных преимуществ, но и потому, что старых промышленных зданий становится все меньше при неизменно высоком спросе. Именитые дизайнеры борются за право обустроить пром-предприятие.

В Москве первые подобные объекты появились порядка пяти лет назад. Об особенностях лофтов в столице рассказывает Константин Апрелев, президент АН «Савва» (г. Москва): «О появлении двухэтажных студий на базе промышленных объектов на рынке говорили еще десять лет назад. А появились они, по моим ощущениям, где-то лет пять назад. Это промышленные объекты, реконструированные для использования в качестве жилья. Возможно, первым на рынке стал «Манхеттен» на Верхней Масловке. С тех пор реализовано не более десятка проектов. Территориально это Ленинградка, Тульская, Комсомольский проспект, традиционно привлекательные для проживания районы Москвы с высокими ценами на жилье. Предложений таких немного, это эксклюзив.

Квадратный метр лофта по стоимости равен квадратному метру в домах бизнес-класса – цена начинается от 200 тыс. рублей за м². Такие студии имеют, как правило, небольшую площадь – от 32 м². В редких случаях метраж доходит до 150». Эксперт отмечает, что лофты в столице – модный тренд и раскупаются они мгновенно, еще на начальной стадии реконструкции объектов. Менее ликвидными являются помещения большой площади с плохим расположением, находящиеся в непо-средственной близости от промзон.

На последнем этаже

До Екатеринбурга эта мода дошла с большим опозданием. Первый лофт был возведен в жилом комплексе на ул. Белинского порядка пяти лет назад. В настоящий момент он находится в частном владении. Один из известных фотографов города разместил там свою студию. Екатеринбургские застройщики оказались более щедрыми на метры – площадь лофта в разы превзошла московские аналоги – 400 м²,
высота потолков – 7 м. Объект недвижимости является еще и арт-пространством, поскольку над интерьером работал небезызвестный архитектор Дмитрий Позаренко. В настоящий момент лофт выставлен на продажу. Хозяин планирует выручить от продажи 50 млн руб. По словам Павла Неуймина, специалиста по недвижимости, который занимается реализацией объекта, сейчас готовится масштабная рекламная кампания: «Рекламная кампания рассчитана, скорее, на московских покупателей, чем на екатеринбургских. В нашем городе люди еще не знакомы со стилем лофт, мода доходит с большим опозданием». По мнению специалиста по недвижимости, говорить о предположительном сроке экспозиции нельзя, поскольку объект эксклюзивен – аналогов в нашем городе пока еще нет. Впрочем, у риэлтора есть основания полагать, что объект будет продан в течение полугода. В противном случае он может быть сдан в аренду. Вероятно, арендатора найти будет также непросто: ставка составит 430 тысяч рублей в месяц.

Кроме того, две строительные компании анонсировали возведение лофтов. Об этом нам рассказал Андрей Бродский, директор АН «БК_НЕДВИЖИМОСТЬ»: «Есть ли лофты в Екатеринбурге? Четыре последних этажа «Высоцкого» можно так рассматривать. AVS-Group в своем бизнес-центре на Мамина-Сибиряка предлагает лофты, но в наших реалиях это помещения на верхних этажах площадью от 220 м², да и высота потолка – 2,9 м²».

Действительно, в бизнес-центре «Манхеттен» отделочные работы идут полным ходом. Уже известно, что 15 и 16 этажи будут отданы под лофт-апартаменты. Располагаются они не на последнем этаже – выше будет еще один этаж с техническими помещениями.

Общая площадь всех помещений этого типа в бизнес-центре составляет 2300 м². Покупатель сам может выбрать подходящую конфигурацию апартаментов площадью от 220 м² до 700 м². Базовая версия не предполагает внутренних перегородок, ведь лофты – это свобода, в том числе и в личном пространстве.

Стоимость квадратного метра обратно пропорциональна площади: чем больше площадь, тем ниже стоимость метра. При покупке самого компактного лофта площадью 220 м² цена одного квадрата составит 120 тысяч руб.

Потенциальные покупатели, на которых делает ставку «AVS Group», – это арт-богема (дизайнеры, художники, архитекторы) и бизнесмены, которые желают жить и работать в одном месте. К возможности быстрой продажи лофт-апартаментов риэлторы относятся скептически. «Если есть в Екатеринбурге люди, ездящие на Bentley и носящие на руке «Vasheron Constantin», то будут покупатели и у лофтов. Сегодня же доля покупателей элитного жилья в общем объеме реально проведенных сделок составляет менее 1%», – приводит статистику Андрей Бродский.

Несмотря на это, пока Екатеринбург не может похвастаться настоящими лофт-апартаментами – все представленные объекты размещены в новостройках, а не в заводских или складских помещениях. Есть и другие нюансы, например, небольшая высота потолков. «Мы предлагаем нашим покупателям помещение на верхнем этаже нежилого здания с большим пространством, панорамным видом на Екатеринбург, с отделкой в модном сейчас стиле лофт. Вряд ли кто-то из потенциальных клиентов готов сегодня поселиться в бывших заводских корпусах, как это предполагает классический лофт», – замечает Лев Тетин, коммерческий директор компании УК «AVS Девелопмент».

Некоторые эксперты считают, что лофт вообще нельзя рассматривать как самостоятельный тип недвижимости – в нормативных документах он точно не фигурирует. Скорее, нужно говорить об определенным образом оформленном пространстве. «В моем понимании лофт – это тип атмосферы помещения. Этот прием часто используют в дизайне помещений, делают окружающие стены похожими на старую кирпичную кладку, используют ржавые металлические конструкции и так далее», – высказывает мнение архитектор Кирилл Федоров.

В перспективе

В Москве и Санкт-Петербурге для лофтов используются промышленные объекты. Теоретически в Екатеринбурге, городе-заводе, эта идея должна прижиться как нельзя лучше.

Необходимость приспособления промышленных предприятий под гражданские нужды понимают и на государственном уровне. На сегодняшний день за городскую черту выведено два крупных объекта: Подшипниковый завод № 6 и Уралобувь. Масса небольших предприятий и складов – пока только планируется. «Работы тут непочатый край. У нас помимо крупных заводов, которые являются градообразующими, – Уралмаша, Химмаша, Эльмаша – есть куча мелких предприятий, которые занимают огромнейшие территории – склады, базы – это то, что в принципе городу не нужно, город проживет и без них. Они могут находиться в какой-то агломерации, на ближайшей территории.

Территория УралКабеля рассматривается под будущую застройку. Зачем содержать два завода, производящих одну и ту же продукцию: один в Пышме, другой – в Екатеринбурге? Можно сконцентрировать производство в Пышме, производить этот кабель в достаточном количестве, а эта территория в центре Екатеринбурга, улица Татищева, будет прямым продолжением улицы Ленина», – рассказывает Михаил Волков, заместитель начальника управления Главархитекруры.

Чиновник рассказал, что был в Штатах и видел переоборудованные цехи под жилые комплексы, точно так же должны быть реконструированы и наши заводы. Приспособление фабрики для иных нужд – единственный приемлемый вариант, поскольку некоторые заводские здания являются объектами культурного наследия. «Есть интересный проект решения вопроса по застройке мельзавода. Там есть здания, которые являются уникальными мельницами. Один из путей развития ее по западному пути – приспособление объекта под иные задачи. Так делается на Западе. Я был в Соединенных Штатах, огромнейшая фабрика Lucky Strike (г. Дарем, Северная Каролина. – Прим. ред.) по производству сигарет практически вся сейчас является жилым комплексом.

Но мы должны понимать, что это будет за жилье... Оно своеобразное. Мы, например, спрашиваем: как у вас с инсоляцией? А они отвечают: а что это такое? Для них это не вопрос», – рассуждает о специфике редевелопмента Михаил Волков.

***

Есть ли у настоящих лофтов в Екатеринбурге будущее – большой вопрос. Во-первых, не ясно, увлечет ли индустриальная романтика состоятельных уральцев – консервативных и прагматичных, привыкших к комфорту. Однако есть вероятность, что потенциальные покупатели будут рассматривать лофт в качестве статусного приобретения.

Во-вторых, зачастую выгоднее снести старый цех и построить жилую высотку, чем переоборудовать помещение. Кроме того, к настоящему моменту в России не сформирована практика реализации подобных проектов. В переоборудованных мануфактурах невозможно выдержать нормы СНиП и СанПиН для жилых помещений, вслед-ствие чего эти объекты невозможно будет перевести в жилой фонд.

Фото: clubs.ya.ru

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: