Не так давно в стране прошла коренная реформа системы регистрации. Правительство резонно заявило, что регистрация в делах, связанных с недвижимостью, - вопрос федеральный, и главная задача - унификация всех процедур, ибо до самого последнего времени каждый регион выставлял свои требования к пакету документов, чего в пределах единого государства быть не должно.
Те, кому не повезло регистрировать сделку с недвижимостью в начале этого года, столкнулись с неприятным сюрпризом: провести регистрацию в привычном ускоренном режиме было абсолютно невозможно - ни за какие деньги, ни при каких связях. Между тем еще в декабре 2004 г. это можно было сделать легко и практически без очередей. Для Москвы, где большинство сделок альтернативные, месячный срок регистрации во многих случаях означал, что цепочки невозможно было бы состыковать.
Очереди резко выросли. Отчасти это было связано с ажиотажем, вызванным наплывом желающих приватизировать квартиры в отведенный для этого Жилищным кодексом срок. Для риэлторов неприятной неожиданностью стал отток кадров из бывшей Москомрегистрации. Известно, что многие риэлторские компании пользовались неофициальными услугами знакомых регистраторов. 50 долларов с одной сделки позволяло доносить недостающие документы, получать по телефону информацию о статусе дела и готовности документов. Отток кадров был вызван переходом на более низкие федеральные оклады.
Вновь была возвращена возможность ускоренной регистрации. Однако основную роль в стабилизации сыграло АО `Мосжилрегистрация` (частная структура, находящаяся в собственности московского правительства), которое, используя хорошо отработанную информационную систему, взяло на себя значительную часть работы по подготовке документов для регистрации сделок для всех желающих. Более того, именно ноу-хау МЖР, очевидно, используется для формирования стандарта работы самой Росрегистрации. В Москве достаточно было бы ввести на полгода мораторий на работу МЖР, чтобы территориальное управление Росрегистрации по Москве захлебнулось. Но, естественно, в этом никто не заинтересован.
При мысли о Росрегистрации представляешь себе огромного спрута, опутавшего своими административными щупальцами все регионы страны. Между тем в центральном аппарате этого ведомства работает всего 143 человека. Причем только 23 человека занимаются вопросами регистрации недвижимости (на эту структуру также возложены вопросы регистрации общественных объединений и политических партий, контроля в сфере адвокатуры и нотариата и даже контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих). При этом на территории РФ регистрацией прав на недвижимость занимаются 25 тысяч сотрудников. Так что Росрегистрация призвана координировать деятельность территориальных органов регистрации и осуществлять за ними правовой контроль.
Отсутствие серьезных потрясений в системе регистрации (а это, безусловно, большое благо) вызвано тем, что никаких революционных перемен, собственно, не произошло. До 2005 года учреждения юстиции по регистрации прав действовали в каждом субъекте Федерации на основе ФЗ № 122 1998 года. По словам Олега Трофимова, начальника Управления государственной регистрации прав на недвижимость Федеральной регистрационной службы, каждое учреждение имело свою структуру, плату за регистрацию определял субъект Федерации, но в рамках пределов, определенных Правительством РФ. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним также были едиными. О. Трофимов считает, что действующая сейчас система более управляемая, но она пока находится в стадии становления.
Главная проблема на сегодня, считают в Росрегистрации, - это правоприменительная практика: ее необходимо привести в порядок и довести до каждой территории. Только тогда система регистрации по-настоящему превратится в систему, и она будет единой для всей России. А пока это лишь благие пожелания. Основная задача не в том, чтобы закрутить административные гайки и укрепить очередную вертикаль, а в том, чтобы упростить жизнь участникам рынка недвижимости, то есть практически всему населению страны.
Два пути к оформлению сделки с недвижимостью
Источник: Горячая Линия Недвижимости
Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях.
Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь:
t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!
Еще по теме:
-
Доверенность на квартиру: что это, виды доверенностей, как составить
Чтобы сделка купли-продажи по доверенности прошла спокойно и безопасно, стоит...
-
Кадастровая стоимость квартиры: что нужно знать покупателю и собственнику
При покупке или продаже жилья нередко приходится сталкиваться с кадастровой...
-
Какие операции с недвижимостью могут вызвать вопросы у налоговой и Росфинмониторинга
Сделки с недвижимостью — одна из тех сфер, за которыми внимательно следят надзорные...
Рубрики
Дайджест | 23072 |
---|---|
Риэлторские технологии | 3453 |
Аналитика и прогнозы | 4201 |
Свой бизнес | 3623 |
Ипотека и кооперация | 4169 |
Зарубежная недвижимость | 5640 |
Экзотика, скандалы и интриги | 669 |
Новости компаний и профобъединений | 1560 |
Новости регионов | 3701 |
Конференции, семинары, выставки | 408 |