
Налог на недвижимость россиян, о скором введении которого так долго говорили журналисты, претерпел существенные изменения. Минфин нашёл способ предельно усложнить гражданам уплату нового налога.
Реформа, которую отменили
Ровно 10 лет исполнилось с принятия в первом чтении законопроекта о едином налоге на недвижимость для физических лиц. Суть его была в замене имеющихся налогов на землю и на имущество одним общим налогом. Это логично: на то она и недвижимость, что никак её не оторвать от земли, на которой стоит.
Тогда законодатели констатировали, что идея прекрасна, но кадастровой оценки всех объектов России нет и в ближайшем будущем не предвидится, а посему проект надо доработать.
Кадастровый учёт с тех пор продвинулся не сильно (по состоянию на 2013 год полностью обработаны были только Москва и Московская область), зато Госдума сменила два состава, а российские финансы – своего министра (на место Алексея Кудрина пришёл Антон Силуанов). Законопроект набухал поправками и уточнениями, гражданам сообщали, что вот-вот и будет у нас новый налог вместо двух старых… А между тем Минфин втайне готовил контрреволюцию.
В Госдуму внесено новое предложение министерства финансов: заменить налог на имущество налогом на недвижимость, а налог на землю оставить. Обоснование – кадастровая оценка земли проведена, а недвижимости – нет, поэтому рассчитать общую ставку весьма затруднительно.
Ситуация стала анекдотичной: после 10 лет мучений нам предлагают всего лишь переименовать один налог и заменить одну строчку о методике его расчёта. Это даже не переименование милиции в полицию: в данном случае гора родила даже не мышь, а клопа. Повышение налогов под видом реформы.
Оценка, про которую забыли
Фактически перед нами капитуляция правительства перед регионами, которые не смогли вовремя провести полную кадастровую оценку своих владений. Так лень и неумение работать чиновников на местах повлияли на российское законодательство. Оказалось проще переписать законодательство под грустную реальность, чем выполнить собственные намерения.
Поправки Минфина не касаются самой процедуры введения нового налога. С 2015-го по 2019 год регионы по мере готовности кадастровых оценок будут переходить на него, отменяя при этом устаревший налог на имущество. Вот только даже к 2019 году вряд ли все регионы успеют оценить каждую хибарку: у них просто нет серьёзной заинтересованности в этом.
Нет такой заинтересованности и у государства: в конце концов, богатство страны определяется не размером налогов, а их собираемостью. Новый налог сильнее всего ударит по малому бизнесу, ибо приведёт к росту арендных ставок. На совещании в правительстве по этому вопросу первый вице-премьер Игорь Шувалов требовал лишь, чтобы перемены не коснулись социально незащищённых слоёв населения. Буржуи, чинящие людям башмаки или торгующие спичками, в глазах правительства к таковым не относятся.
Законы, которые принимаются
Законотворчество – исконная болезнь России. На Западе, откуда к нам как бы пришли основы права, люди и не подозревают, что можно каждый день штамповать по новому закону. Законодатели европейских стран наивно полагают, что их дело – следить за соблюдением уже имеющихся правил жизни и корректировать их только в случае радикального изменения реалий. Не то у нас: прозвище «взбесившегося принтера» крепко приклеилось к деятельности законодателей. Хотя они всего лишь поддерживают национальные традиции.
Полное собрание законов Российской империи, изданное в 1820-х годах, насчитывало 45 томов и было самым объёмным в Европе, особенно если сравнивать с компактным наполеоновским кодексом. Правда, в этом уложении были и отменённые на момент публикации законы. Но настоящий ужас в том, что и после этого правительство, ещё без всякой Думы, издавало более тысячи подзаконных актов ежегодно. Министерские клерки, может, и зря ели свой хлеб, но сладким он не был.
В советское время ситуация изменилась. Большевистская привычка к внесудебному решению любой проблемы отразилась и в отношении к законодательству. После первичного накопления законов, к 1930-м годам, ситуация стабилизировалась, и последующие изменения были точечными, обусловленными конкретной необходимостью или обострением высочайшей паранойи.
В это трудно поверить, но между войной и перестройкой депутаты Верховного совета не в тетрис на заседаниях играли, а в основном работали на местах, решая конкретные проблемы своих городов и сёл. Чемпиону мира по шахматам Михаилу Ботвиннику хватило одного депутатского срока в ленинградском городском совете, позже он писал: «я десятилетиями скрывал, что был депутатом, – уж больно тяжелы депутатские обязанности!»
А в 1990-х и особенно 2000-х произошло возвращение на круги своя. Сколько ещё в Думе законопроектов, подобных несчастному налогу на недвижимость, сколько человеко-часов на них потрачено, сколько раз несчастные бывшие спортсмены и артисты голосовали по совершенно непонятным для них вопросам?
Будущее, которое наступит
Совсем уж отменять введение налога на недвижимость неудобно: слишком много о нём говорилось. Судя по всему, в 2015-16 годах в нескольких «пилотных» регионах таки введут долгожданный налог… после чего снова начнут обсуждение его необходимости.