Дорога «на костях»

Иван Кузнецов
Источник: Cottage.ru
Источник фотографии

Химкинский лес, через который планировалось проложить скоростную трассу Москва - Санкт-Петербург, снова стал «героем» первых полос всех российских СМИ. Несмотря на то, что проект автобана сейчас корректируется, и, скорее всего, строительство пойдет в обход, история противостояния защитников леса и администрации города Химок снова в центре внимания. Причин сразу две, и обе связаны с журналистами, писавшими о злосчастной трассе.

Да простят меня за аналогию, но история строительства новой скоростной трассы Москва-Петербург до боли напоминает строки стихотворения «Железная дорога», написанного Николаем Некрасовым в 1864 году. Железнодорожное полотно между двумя столицами, называемое сегодня Октябрьской железной дорогой, было построено на костях рабочих, трудившихся на этой стройке. Позднее практика укрепления фундаментов «строек века» человеческими телами была перенята у Николая I советскими руководителями. Сегодня же создается впечатление, что современная Россия изо всех сил хочет сохранить эту преемственность. И, по стечению обстоятельств, именно на трассе Москва - Санкт-Петербург, правда, теперь уже не железнодорожной, а скоростной автомобильной. Разница состоит лишь в том, что страдают не строители и рабочие, а журналисты.

В ночь с 5 на 6 ноября возле своего дома в Москве был зверски избит корреспондент газеты «Коммерсантъ» Олег Кашин. У него были диагностированы переломы челюстей, голени, кисти, фаланга одного пальца была фактически оторвана, черепно-мозговая травма и другие повреждения. До 10 ноября он находился в искусственной коме, до сих пор врачи оценивают его состояние как крайне тяжелое. На это происшествие весьма оперативно отреагировал президент России Дмитрий Медведев. Он поручил генпрокурору РФ Юрию Чайке взять расследование под особый контроль, а глава МВД Рашид Нургалиев пообещал привлечь к поискам преступников лучших сыщиков МУРа. На встрече с журналистами Российской Газеты президент заявил, что заказчики и исполнители должны быть найдены и наказаны, несмотря на их положение и статус в обществе.

По версии правоохранительных органов, нападение на Олега Кашина связано с его профессиональной деятельностью. Журналист часто писал на политические и социальные темы, как в газете, так и у себя в блоге. Среди людей, общавшихся с Олегом, а также просто следивших за его публикациями, сразу появилось несколько версий по поводу того, кто мог стоять за нападением. По одной из них, преступление как раз могло стать следствием конфликта вокруг Химкинского леса. К примеру, Олег Кашин брал для «Коммерсанта» эксклюзивные интервью с активистом движения «Антифа», одним из организаторов погрома, учиненного в администрации Химок.

Возможно, это просто совпадение, но за день до жестокого избиения Олега Кашина, неизвестные нанесли серьезные увечья главе Химкинского отделения партии «Правое дело» Константину Фетисову. Но если вспомнить еще об одном защитнике Химкинского леса, главном редакторе газеты «Химкинская правда» Михаиле Бекетове, которого точно также избили ровно 2 года назад, то вера в совпадения улетучивается как-то сама собой. «Олег многое сделал для того, чтобы эта тема стала резонансной. Мы считаем, что преступление против него было совершено точно по такой же схеме, как и против Константина Фетисова и Михаила Бекетова. На месте следствия я бы обратила на это внимание», - заявила глава движения в защиту леса Евгения Чирикова газете «Коммерсантъ».

Вторым журналистом, имя которого сейчас постоянно упоминается в связи с Химкинским лесом, стал как раз Михаил Бекетов. Как раз в тот момент, когда Олег Кашин вышел из комы, стало известно о решении суда по делу химкинского журналиста. Да-да, это не опечатка. Как бы абсурдно это ни звучало, судили не нападавших на Бекетова, а его самого. Истцом по этому делу является мэр Химок Владимир Стрельченко, который обвинил журналиста в клевете, а суд подтвердил, что клевета имела место быть. Главред «Химкинской правды» с 2007 года выступает против действующей администрации города, в том числе и по вопросу леса. В начале 2008 года неизвестные забили бейсбольными битами его собаку и положили труп на порог дома. Через несколько месяцев был взорван автомобиль журналиста. После этого в интервью телеканалу РЕН ТВ он заявил, что это политический террор, в котором заказчиком выступил мэр Владимир Стрельченко, а исполнителем — неизвестные лица.

Именно эту фразу глава Химок назвал клеветой и подал в суд. Еще через какое-то время неизвестные проломили Бекетову череп, раздробили пальцы рук, нанесли множественные переломы. Журналист выжил, но врачам пришлось ампутировать ему ногу и три пальца на левой руке, кроме того, он до сих пор не может говорить. Еще одним «странным» стечением обстоятельств можно назвать то, что первый адвокат Бекетова по иску химкинского мэра, Станислав Маркелов, был застрелен у метро «Китай-город» 19 января 2009 года.

Естественно, утверждать, что во всех бедах Бекетова виноват именно мэр Химок, пока это не доказано следствием, нельзя. Но на месте Владимира Стрельченко, я бы постыдился судиться с инвалидом. Обвинения человека, которого постигло столько несчастий кряду, можно было бы и проигнорировать, а напротив, протянуть ему руку помощи, помочь с лечением, требовать от правоохранительных органов поимки реальных преступников. Вместо этого Стрельченко решил еще больше унизить человека. И не погнушался использовать в этом унижении административный ресурс. Ни для кого не секрет, что судьи, когда в процессах в роли истцов выступают чиновники, всегда принимают их сторону. Так случилось и в этот раз.

Голословно утверждать это было бы неправильно, поэтому приведу один пример. В суде была представлена лингвистическая экспертиза филологического факультета МГУ о том, что высказывание, начинающееся словами «я считаю», тем более высказанное не на бумаге, а в интервью корреспонденту телевидения, является личным предположением, но не клеветой. Но суд экспертное заключение не принял во внимание. Интересно, смог ли судья Аркадий Халатов оторвать взгляд от бумаги, зачитывая свое решение, и посмотреть в глаза Михаилу Бекетову? Посмотреть в глаза человеку, которого привезли в суд на «скорой», который сидел перед ним в инвалидной коляске, без ноги и трех пальцев, деформированным от побоев черепом, который даже ничего не мог сказать в свою защиту, потому что от полученных травм он не может говорить.

Из этих двух историй, которые вполне можно объединить в одну, сложно делать какие-то выводы. Но почему-то есть смутное подозрение, что Бекетов, Фетисов и Кашин – не последние жертвы трассы Москва-Питер в целом, и Химкинского леса в частности. Традицию строить «на костях» ведь надо соблюсти, во что бы то ни стало.

Фото: svobodanews.ru

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: