Дома в Москве задушили инфраструктуру

Варвара Петренко
Источник: Газета.RU

Строительство в Москве задушило инфраструктуру

Словно прилетев с Луны, московские чиновники обнаружили, что у них в городе не хватает земли. Причем не только для нового строительства, но даже для обеспечения уже готовых домов необходимой инфраструктурой.

Как заявила на заседании правительства 14 ноября руководитель департамента экономической политики Марина Оглоблина, дефицит городской земли является главной проблемой Генплана развития города. "Любая программа должна быть обеспечена соответствующими ресурсами, – заявила главный московский экономист. – Сегодня главным дефицитным ресурсом являются не деньги, а земля. Генплан, конечно, учитывал ограниченность этого ресурса, но сработал экономический фактор.

Что сегодня дает максимальную, причем мгновенную и даже не требующую собственных инвестиций прибыль? Коммерческое жилищное строительство".

Итогом, по словам госпожи Оглоблиной, стала "разбалансированность жизнеобеспечения и колоссальные затраты бюджета".

Отбившийся от рук московских чиновников "экономический фактор", как мог, пытался обуздать главный архитектор столицы Александр Кузьмин. Как заявил господин Кузьмин, хотя за пять лет реализации Генплана опережение объемов жилищного строительства и составило 3 млн кв. м, однако в последние годы "акцент делался не на прирезку новых территорий, а на качественное улучшение существующих". Проводилось это "улучшение" путем комплексной реконструкции кварталов, точечного и высотного строительства, рекультивацией производственных зон и неудобий (Братеевской свалки, Люблинских полей).

Но все равно, из всей сопровождающей инфраструктуры на "улучшенных" территориях соответствием нормативным показателям Генплана могут похвастаться лишь торговля, общепит и бытовое обслуживание.

Относительно благополучно выглядит ситуация с поликлиниками, хуже со школами, и уж совсем плохо – с детскими садами. Далеко от нормативного число физкультурно-оздоровительных и культурных учреждений. Но все это цветочки по сравнению с состоянием транспортной и инженерной инфраструктуры. По словам Александра Кузьмина,

ситуация с тепло- и энергоснабжением москвичей и очистными сооружениями уже критическая. А перегруженность транспортных магистралей - самая сложная задача, которую придется решать городу в ближайшее время.

Как было отмечено на заседании, отставание транспортной инфраструктуры составляет сегодня 25-30 лет. А чтобы дотянуть до норматива, московским магистралям не хватает 300 км. По словам представителя молодежного правительства дублеров Николая Переслетина, в последнем принятом в СССР Генплане на дорожную сеть закладывалось 8% территории города (из расчета 115 автомашин на 1000 жителей). В нынешнем Генплане учитывается 250 (а в перспективе 400) машин на 1000 горожан, а значит,

на дороги потребуется 16% свободных территорий. Но столько в городе уже нет.

Пятая часть москвичей проживают сегодня вне зоны действия метро, наземный пассажирский транспорт работает с перегрузкой и в неположенном режиме (возит на расстояния в 10 км). Но размещать объекты инфраструктуры транспортной сети - перехватывющие парковки, пересадочные узлы и автопарки – тоже негде.

Перекосы в развитии Москвы обнаружил на заседании и префект ЦАО Сергей Байдаков. Как сообщил префект, на подведомственной ему территории ЦАО объемы нежилого строительства существенно превысили показатели Генплана, потянув за собой транспортные проблемы. "Нужны сдерживающие механизмы опережающего строительства офисов", – заявил префект ЦАО (который по должности как раз и должен контролировать выполнение Генплана и деятельность инвесторов). А заодно пожаловался коллегам на то, что и у него в ЦАО за жильем не поспевают инженерия, гаражи и социальная инфраструктура.

Провальными оказались итоги реализации Генплана в сфере экологии.

По словам руководителя департамента природопользования Леонида Бочина, задания Генплана по новому озеленению и приведению в порядок имеющихся зеленых зон выполняются только на 22%. Кроме того, как заявил господин Бочин, продолжается строительство на территории зеленых зон, а чтобы все это выглядело законно, проводится массовая "корректировка" границ природного комплекса. И теперь, чтобы обеспечить все это строительство инженерной инфраструктурой, придется снова жертвовать дефицитными зелеными площадями.

Кроме того, по мнению Леонида Бочина,

принятые в московском Генплане индикаторы "искажают реальную экологическую картину".

"В мировой практике приняты такие показали Генпланов, как проветривание городов, уровень шумового дискомфорта, загрязнение воздуха и воды, – заявил господин Бочин. - Именно они обеспечивают устойчивое развитие города". Однако в Московском Генплане таких показателей нет.

Продолжил тему экологии, несколько сменив приоритеты, и мэр Юрий Лужков. "Можно, конечно, говорить о показателях продуваемости городов, но раньше надо все-таки разобраться с показателями загаживаемости!" – заметил мэр, рассуждая о нехватке мощностей по переработке продуктов жизнедеятельности горожан и промышленных предприятий.

Напоследок несколько советов дал старшим товарищам представитель молодежного правительства дублеров.

Николай Переслетин напомнил историю первого Генплана Советского Союза, принятого в начале 30-х годов, когда сначала строились новаторские сети (то же метро) и затем "на выстроенную кровеносную систему посадили новую Москву". "Сейчас тоже строится новая Москва, но все еще на тех же сетях, – заявил господин Переслетин. --

Надо срочно резервировать территории под инфраструктуру, и не допускать их перепрофилирования!"

К концу заседания московские чиновники пришли к выводу, что Генплан не выполняется из-за своего несовершенства. Ничьей вины в том, что Москва застраивается с перекосами, по оценке городского правительства, нет. "Принятый 6 лет назад документ был "Генпланом возможностей", – заявил Александр Кузьмин. – Необходимо было стимулировать инвестиционно-строительную деятельность. Сейчас эта задача выполнена, и теперь нам нужен "Генплан необходимости".

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: