Дом для машины дороже человеческого

Анна Соколова
Источник: Газета.РУ
Источник фотографии

// ИТАР-ТАСС

Сейчас в Москве зарегистрировано около 3,5 млн машин, а парковочных мест — только 1,6 млн. Стоимость машиноместа в домах эконом-класса достигает $40 тыс., а в элитных — $200 тыс. Однако строительство современных гаражей и паркингов все равно является убыточным бизнесом.

В начале года, по подсчетам столичных чиновников, в городе находилось не менее 1,5 млн автомобилей, хозяева которых не были обеспечены гаражами. Причина этого в том, что решение подобных проблем не было предусмотрено старым генпланом Москвы, считает директор по связям с общественностью корпорации «Главстрой» Иван Слепцов. Раньше просто не задумывались о том, что благосостояние населения Москвы существенно вырастет и в городе будет столько автомобилей.

Поэтому сегодня город столкнулся не просто со спросом на гаражи и парковки, но с большим накопленным спросом.

Сейчас новостройки в Москве строятся с учетом количества предполагаемых автовладельцев. Для дома эконом-класса предусмотрено одно машиноместо на квартиру, для дома бизнес-класса – как правило два. Заместитель гендиректора ОАО «Пересвет-Девелопмент» (входит в ГК «Пересвет-Груп») Сергей Баранов отмечает, что в объектах бизнес-класса, возводимых компанией, наблюдается ажиотажный спрос на второе машиноместо. При этом в стоимость квартир бизнес-сегмента парковки не включены, их надо покупать отдельно.

В элитных жилых комплексах количество стоянок на одного владельца может быть гораздо больше двух. Например, в пентхаусе «Цезарь» (ЖК «Алые паруса») в стоимость некоторых квартир включена цена десяти машиномест в подземном паркинге. Это объясняется тем, что девелопер, создавая подземный паркинг в элитном комплексе, не собирается зарабатывать именно на продаже машиномест, а хочет так добавить стоимость всему проекту, объясняет директор по маркетингу компании «Миэль-Новостройки» Елена Комова. В элитной недвижимости наличие паркинга подразумевается априори и заложено в цену.

Однако в сегменте «эконом» покупатели часто вынуждены отказываться от предлагаемого вместе с квартирой подземного гаража. Так, самые «бюджетные» машиноместа в домах, расположенных в спальных районах, стоят $40–50 тыс. Например, в ЖК «Дом на Новокузьминской» цена автостоянки – $40 тыс., в ЖК «Гранд-Паркъ» стоимость машиноместа начинается от тех же $40 тыс. Поэтому строить в таких домах «встроенные» гаражи часто не имеет смысла. «В домах эконом-класса паркингов практически нет», — признает начальник отдела маркетинга и рекламы ОАО «Пересвет-Груп» Александр Козлов.

В бизнес-классе стоимость машиноместа начинается от $65 тыс. Например, в «Кутузовской ривьере» цена парковочного места составляет $100–115 тыс. В элитных домах подземная парковка может обойтись автовладельцу уже в $200 тыс. и более.

Это сопоставимо только со стоимостью машиномест в центре Лондона — одного из самых дорогих городов мира.

Самый логичный выход из ситуации: строить больше парковок, что может позволить снизить их стоимость. В отсутствие места на поверхности – строить под землей. Однако часто это становится почти невозможно. Если говорить о подземных паркингах, то застройщик сталкивается с необходимостью выноса инженерных коммуникаций, находящихся под землей, или обеспечения доступа к ним коммунальных и прочих служб города. «Все это приводит к существенному удорожанию проекта», — напоминает Иван Слепцов.

Действительно, каждый следующий подземный этаж значительно дороже предыдущего. Поэтому сейчас редко встречаются объекты с тремя уровнями подземного паркинга, а автостоянки с четырьмя или пятью уровнями вообще являются исключением в Москве, подчеркивает заместитель директора по маркетингу и продажам инвестиционно-строительной компании «Квартал» Павел Епихин. Поскольку подземные паркинги не могут быть доступными и дешевыми, выход, по мнению Александра Козлова, именно в строительстве многоэтажных наземных гаражных комплексов.

Между тем наземное строительство тормозится отсутствием свободных площадей. Поэтому постоянно возникают весьма экзотические проекты. Например, парковки могут оборудоваться специальными устройствами, при помощи которых машины ставятся одна над другой. Можно делать парковки карусельного типа: водитель подъезжает к воротам, нажимает кнопку, и машина на платформе уезжает в подземный гараж. Потом та же платформа привозит ее обратно. Можно также рассматривать различные варианты парковок на кровлях зданий, предполагает Иван Слепцов.

Однако все такие проекты оказываются весьма дорогими.

Поэтому, похоже, власти надеются решить проблему парковок административными методами. Опыт других стран показывает, что есть ряд ограничительных мер, которые позволят снизить загруженность городских районов, напоминает Елена Комова. Например, сделать платным въезд в центр города, как в лондонском Сити. Еще один способ – чередовать разрешения с запретами на въезд в загруженные районы в зависимости от четности-нечетности номера автомобиля. Например, в понедельник в центр города право проезда имеют автомобили, чьи номера госрегистрации оканчиваются на четное число, во вторник – на нечетное и т. д. Однако такие проекты пока находятся на стадии обсуждения. Единственное, что попытались сделать столичные власти, так это начать строительство перехватывающих парковок – стоянок, на которых можно оставлять автомобиль, с тем чтобы далее добираться в центр города общественным транспортом. Однако пока такие парковки не изменили ситуации в городе.

Эксперты считают, что одной из главных причин нехватки парковочных мест является невыгодность строительства парковок для частных инвесторов — как правило, возведение гаражей как отдельный вид бизнеса нерентабельно. Поэтому специалисты полагают, что для привлечения инвесторов администрация города должна создать специальную комплексную программу. Причем в программе следует предусмотреть создание максимально комфортного режима при получении согласований и разрешений.

Пока же городские власти больше озабочены возведением паркингов не в жилых, а в деловых кварталах Москвы. Так, недавно было объявлено, что в строительство подземной парковки под Тверской будет вложено около 4 млрд рублей.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: