
«Человек обладает свободой воли – то есть может добровольно согласиться с необходимостью!» – сказал немецкий драматург XVIII века Фридрих Геббель
Добровольно-принудительно (лат. volens nolens – «волей-неволей») – устойчивый эпитет времен СССР, применявшийся к поступкам, совершаемым формально ради великой идеи и всеобщего блага, а фактически – под страхом какой-то неформальных неприятностей или проблем. Еще несколько лет назад казалось, что этот термин ушел в небытие вместе с Советским Союзом, но в последнее время можно найти все больше и больше свидетельств его уверенного возвращения в нашу действительность.
Один из недавних примеров – абсурдная ситуация с возведением в новых кварталах социальных объектов: школ, детских садов, поликлиник. С одной стороны, в соответствии с требованиями законодательства об органах местного самоуправления обязанность по обеспечению территории социальной и инженерной инфраструктурой лежит на местных органах власти. А с другой – из-за нехватки бюджетных средств местные власти стремятся к тому, чтобы возведением соцобъектов в добровольно-принудительном порядке занимались сами застройщики.
Согласно закону о долевом строительстве, привлекаемые средства дольщиков могут быть использованы только для строительства жилья и инженерии. Ну а если застройщик, в нарушение законодательства, начинает строить соцобъекты за свой счет, это неизбежно приводит к повышению стоимости жилья для покупателей, что особенно болезненно сказывается на проектах эконом-класса.
Власти Ленобласти изобрели юридически небезупречный выход из этого тупика, приняв программу «Соцобъекты в обмен на налоги» (См. БКН № 40 от 14.10.2013). В рамках этой программы, в частности, состоялось подписание первого четырехстороннего соглашения «О сотрудничестве по вопросам устойчивого развития территорий комплексного освоения в целях жилищного строительства в Ленинградской области». Согласно документу, застройщик, вставший на налоговый учет в Ленинградской области, платит все положенные по законодательству налоги в консолидированный бюджет региона и строит за свой счет социальные объекты – детские сады и школы. Администрация области, в свою очередь, возвращает застройщику стоимость строительства соцобъекта путем перечисления муниципалитету, где этот объект построен, субсидии на его выкуп. При этом цена объекта не должна превышать определенный Министерством регионального развития уровень и быть более 70% от уплаченных налогов. Первый детский сад по программе «Соцобъекты в обмен на налоги» был открыт 5 февраля 2013 года в деревне Новое Девяткино Всеволожского района.
Что же касается Петербурга, наши городские власти решили не утруждать себя программами обмена соцобъектов на налоги, сочтя принцип добровольно-принудительного строительства инфраструктуры застройщиком оптимальным. На прошлой неделе этот вопрос был в очередной раз поднят на заседании Экономического совета при правительстве Петербурга, которое проходило в Смольном. Как сообщает Фонтанка.ру, генеральный директор «Группы ЛСР» Александр Вахмистров в своем выступлении на данном заседании обратился с петербургскому губернатору с просьбой. «По поводу строительства жилья хочу сказать следующее. Определите правила. Понятно, что в бюджете нет денег на объекты соцкультбыта. Мы готовы взять их строительство на себя. Но тогда нужно решить два вопроса: внести изменения в 214-й Федеральный закон о долевом строительстве, который сейчас запрещает строить такие объекты за счет дольщиков. Инженерную инфраструктуру можно, эти объекты – нельзя. И второе. Нужно изменить Налоговый кодекс, чтобы нам не приходилось платить налог в 40% после того, как мы подарим эти объекты городу», – сказал Александр Вахмистров.
Он также заметил, что после того, как обязанность строить школы и детские сады ляжет на застройщиков, у компаний упадет прибыль. «Соответственно, упадут наши налоговые отчисления в бюджет. Предлагаю экономистам еще раз все взвесить, насколько это будет выгодно городу», – цитирует Фонтанка.ру главу «Группы ЛСР».
Губернатор Георгий Полтавченко оставил обращение Вахмистрова без комментариев.