ИСК «Дисса» – одна из немногих компаний, которая не словами и лозунгами, а конкретными делами наглядно продемонстрировала, что механизм решения проблемы пострадавших дольщиков существует. В начале 2011 года были разморожены две самарские проблемные стройки. Это жилые комплексы на улице Блюхера и «Новая заря». Процесс строительства трехсекционного дома на улице Блюхера, который сегодня позиционируется как ЖК «Тихий двор», близок к завершению. Счастливые дольщики этого объекта готовятся уже осенью принимать квартиры под отделку. А в конце марта нынешнего года стартовали работы и на другой площадке по улице Советской Армии. Это бывший жилой комплекс «Новая заря», получивший новое название «Рассвет». Три секции этого жилого комплекса возведены уже полностью, на четвертой – завершаются работы на последнем этаже. После этого стартует строительство оставшихся четырех 16-этажных секций.
Рассказать о том, как удалось «разморозить» эти объекты, с какими сложностями пришлось столкнуться, какой использовался механизм, и поделиться секретами успеха проекта сайт Dom63.ru попросили председателя совета директоров «Инвестиционно-строительной компании «Дисса» Дмитрия Чарикова.
– Дмитрий Геннадьевич, что вы можете посоветовать пострадавшим дольщикам? С чего нужно начинать?
– Я могу сказать только одно: ребята, прекращайте броуновское движение и разобщенную беготню «кто в лес, кто по дрова»! Я прекрасно понимаю всех тех людей, кто уже лет по пять – а то и больше! – ждет своих квартир, кто мыкается все это время по съемным квартирам или живет у родственников. Понимаю эмоции людей, отдавших немалые деньги много лет назад и оставшихся и без средств, и без жилья, состояние людей, уставших от многочисленных пустых обещаний и потерявших всякую надежду. Увы, но эмоции в этом деле – не лучший помощник.
Да, велика вероятность, что ваши деньги растащили и разбазарили. На них, возможно, приобретались катера, особняки, дорогие автомобили. Не исключено, что деньги потрачены топ-менеджментом отдельных компаний на походы в рестораны, заграничные вояжи, зарубежную недвижимость, квартиры и машины членам семей и любовницам... На эти деньги покупались дорогие тряпки и ювелирные изделия. Денег было столько, что их попросту прекратили считать.
Причина всех бед пострадавших дольщиков – это нецелевое использование денежных средств некоторыми участниками рынка, дремучие формы организации бизнеса, отсутствие внятной экономики проекта и контроля над расходованием денежных средств. А сотрудники и руководители коммерческих служб, отделов продаж строительных компаний, развращенные ажиотажным спросом в период безудержного роста цен, когда скупалась любая недвижимость, а деньги сами лились к ним рекой, просто деградировали. А ведь коммерческая служба – это главная артерия которая обеспечивает финансирование стройки.
Я не устану повторять, что кризис на рынке недвижимости – это в первую очередь кризис менеджмента, начиная от линейных менеджеров и заканчивая топ-менеджментом. Стройка останавливается тогда, когда в компании начинается бардак и останавливаются продажи. Иными словами, неумение продать товар ведет к сбою финансирования и, как следствие, к отсутствию ресурсов к производству товара. Все – стройка встает, а дальше начинаются сказки про кризис.
Попробуйте сами позвонить или обратиться в некоторые самарские строительные компании на предмет покупки квартиры, и вы будете просто шокированы безобразным качеством презентации, организации продаж!
Все разговоры о кризисе, отсутствии спроса и денег у населения – бред и детский лепет! Есть у людей и деньги, есть и спрос на квартиры. Я могу рассказать об уровне продаж в нашей компании, могу напомнить об объемах продаж у некоторых коллег. И все больше и больше участников рынка начинает понимать это.
Самое главное для дольщиков проблемных объектов – это постараться загасить вулкан бесполезных эмоций, закончить митинговать, прекратить бесконечный поиск ответа на вопрос «кто виноват» – здесь все и так предельно понятно, – и полностью сосредоточится на вопросе «что делать».
Дольщики таких объектов разобщены, их действия противоречивы и порой только вредят делу. Нужен четкий план действий, тщательный аудит того, что реализовано, и того, что осталось, необходима экономика проекта, нужен лидер, способный не только возглавить движение пострадавших дольщиков того или иного объекта, но, в первую очередь, человек, понимающий тему и весь механизм реализации проекта. Человек компетентный, знающий что делать, как и в какой последовательности, способный к переговорам с подрядными организациями, инвесторами, застройщиками, понимающий алгоритм действий и различные схемы разморозки проблемных строек.
Со своей стороны, «Дисса» готова встречаться, разговаривать, делиться нашими наработками, опытом, подсказывать, консультировать. Мы готовы и к сотрудничеству, и партнерским отношениям, и участию в проектах. У нас в городе есть достаточное количество серьезные строительных компаний, также готовых работать в этом направлении.
– А как происходит чаще всего на деле?
– Ну вот приезжали месяца три назад несколько руководителей инициативных групп различных проблемных объектов. Сели, поговорили, набросали им план действий, рассказали, что им нужно сделать в их ситуации в первую очередь, какие есть варианты, пути. Думаете, они хоть что-то сделали за эти три месяца? Абсолютно ничего!
Меня удивляет подобная потребительско-ожидательная позиция: вот кто-то должен прийти и все устроить. Более того, за это время дольщики этих объектов окончательно переругались между собой. Там образовалось несколько враждующих группировок дольщиков, которые заняты исключительно войнушкой друг с другом. Кто-то побежал митинговать, кто-то в суд, кто-то к юристам... А время-то идет. И в это время определенными риэлторскими структурами под шумок распродаются оставшиеся там квадратные метры по бросовым ценам. Теряется время, теряются деньги!
– А как это происходило у вас?
– Месяца полтора ушло на то, чтобы найти реквизиты большей части дольщиков наших жилых комплексов, разобраться с документами. Собрали дольщиков на собрание. Я просто вышел к людям и рассказал, как обстояли дела на тот момент и что, как и зачем будет происходить – по этапам и по датам. Сказал, что через месяц-два мы соберемся опять, и я отчитаюсь, что сделано и какие будут следующие шаги. Попросил просто поверить и прекратить партизанские действия, которые только вредят делу.
– Поверили?
– Конечно же, нет. Людей уже накормили таким количеством обещаний и лозунгов, что рассчитывать на другую реакцию было бы просто глупо. Но тем не менее когда дольщики убедились, что наши слова не расходятся с делом, увидели реальные результаты, отношение сразу же поменялось. Очень важно было заблокировать растаскивание за бесценок оставшихся квадратных метров, отремонтировать кран, восстановить электроснабжение, охрану, наладить поставку на площадку стройматериалов, начать строить.
Мы сдержали свое слово, и дольщики поверили нам!
Сейчас строительство жилого комплекса «Тихий двор» уже вышло на финишную прямую, очень активно ведется кладка последнего этажа, остекление, готовы все внутренние перегородки, на днях уже приступаем к благоустройству. Естественно, многие люди очень охотно приобретают квартиры в жилом комплексе с высокой степенью готовности и очень интенсивным темпом строительства. Никаких проблем с реализацией, а соответственно, с финансированием у нас нет!
Вот завершим строительство ЖК «Тихий двор», и все силы и ресурсы бросим уже на строительство ЖК «Рассвет», где «Дисса» выступает координатором и инвестром проекта.
– Дмитрий Геннадьевич, компания «Дисса» реализует свои квартиры по ценам, являющимися одними из самых низких в городе. Тем не менее часто приходится слышать заявления, что низкая цена за квадратный метр – это признак того, что покупать квартиру в таком объекте опасно. Так ли это?
– Что значит опасно? Мы всем нашим потенциальным дольщикам даем время понаблюдать за нашей стройкой, ходом и интенсивностью строительства, прежде чем принять окончательное решение. И если человек видит, что работы ведутся каждый день, может лично убедиться в этом, увидеть, что изменилось на объекте за неделю, две, за месяц, то у него снимаются все сомнения. Это во-первых.
А во-вторых, что вы называете «низкой ценой»? Квартиры в ЖК «Тихий двор» реализуются по цене 29 450 рублей за квадратный метр. Продажи квартир в ЖК «Рассвет» стартуют с ценника 26 тысяч рублей за метр, но через месяц мы планируем поднять ценник до 29 450 рублей. Мы укладываемся в эти цифры. Более того, этот уровень цен рекомендован государством.
Вы называете стоимость метра свыше тысячи долларов низкой? Тогда, позвольте спросить, низкой по сравнению с чем? Посмотрите тогда на европейские цены. Или вы имеете в виду уровень цен некоторых компаний, где в ценник включены катера, автомобили, особняки господ учредителей, топ-менеджеров и членов их семей?!
Пора уже некоторым участникам рынка начинать спускаться с небес на землю и привыкать жить по средствам! Необходимо возвратить доверие к отрасли. Нужно опять завоевывать доверие потребителей и добиваться этого конкретными делами и результатами, а не манипуляциями и спекуляциями на различные темы. Необходимо вырывать телеса деградировавших менеджеров из их насиженных кресел и заставлять их думать не брюхом, а головой, работать, учиться, искать и принимать грамотные решения. Или гнать их в шею! Пусть метут улицы!
Время дилетантов и лодырей на этом рынке безвозвратно прошло!
Фото: www.finam.info