
Сейчас везде идет реклама новогодних скидок от застройщиков жилья. А говорят, что это не настоящие скидки, а завуалированная корректировка поднятых пару месяцев назад цен. Правда ли это? И когда стоит ждать реальных скидок?
Ирина ДОБРОХОТОВА, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой»:
В новогодние праздники бизнес-активность в стране замирает почти на полмесяца, так что предновогодние акции как эффективный стимулятор продаж играют важную роль: рост сделок от проведения акций в среднем составляет от 10 до 25%, при условии, что они спланированы правильно и позволяют покупателю сделать выгодное приобретение. В этом году, с учетом высокого спроса на фоне нестабильности, отдача может быть еще выше.
Более того, в последние годы предновогодние акции стали не просто традиционным, но едва ли не обыденным явлением на рынке недвижимости. За несколько лет появилась даже своего рода категория «охотников за акциями», которые выбирают квартиру заранее, еще в сентябре-октябре, а покупку откладывают до декабря в надежде получить скидку.
Основное отличие нынешних предновогодних скидок от прошлогодних состоит, пожалуй, в том, что в этом году сезон начался немного раньше и продлится, скорее всего, несколько дольше. Да и бонусы предлагаются более весомые – машиноместа, цокольные помещения, земельные участки, отделка в подарок. Хотя в некоторых высоколиквидных проектах акций вообще нет, поскольку основными критериями, подвигающими покупателя к приобретению жилья, все-таки остаются цена и удобство расположения.
Такие ходы, как «псевдо-скидки», сейчас встречаются редко. Намного чаще застройщик предлагает скидку на ограниченный объем квартир – например, 14 квартир со скидкой 14%. Кроме того, акции помогают сократить сроки заключения сделок с той группой покупателей, которая до конца не определилась с выбором квартиры согласно конкретным характеристикам, сроками покупки и т.д. То есть, акции активизируют в первую очередь отложенный спрос.
Вартан ПОГОСЯН, директор по маркетингу TEKTA GROUP:
Конечно, в условиях сегодняшней нестабильной экономической ситуации и на фоне большого спроса на недвижимость, многие девелоперы поднимали цены на объекты. Однако по статистике в декабре наблюдается уменьшение объема продаж по сравнению с ноябрем, и чтобы сохранить его на должном уровне компании проводят для покупателей различные акции. Поэтому говорить, что акциями застройщики отыгрывают цену назад, не совсем верно - новогодние скидки являются заранее продуманным маркетинговым ходом.
Не стоит ждать, что какая-либо скидка сделает покупку существенно выгоднее, ведь стоимость квартиры, как правило, связана со строительной готовностью объекта. Чем позже совершена покупка, тем дороже она будет относительно стартовых цен. Соответственно акции действительно могут на время вернуть старые цены. При этом важно понимать, что со временем скидки отменятся, и цены снова вырастут. По опыту нашей компании, могу сказать, что плановое повышение цен в течение строительного периода – стандартная процедура, и она проводится в том числе во время действия скидок.
Если говорить о существенных скидках, то они могут появиться только в случае наступления полномасштабного экономического кризиса. При этом кризис 2008 года показал, что большие скидки часто свидетельствуют о неустойчивом положении компании, и покупка ее объектов связана с большим риском. Пока застройщики будут иметь запас прочности, они будут стараться сохранять уровень цен и если и давать скидки, то незначительные.
Павел ЛЕПИШ, генеральный директор «Главмосстрой-недвижимости»:
Уважающие себя крупные компании не играют в подобные игры. Особенно неправдоподобно такое предположение сейчас, когда клиенты внимательны к процессам, происходящим на интересующих объектах.
Скидочные программы – явление не спонтанное. В ГМСН акции планируются ежеквартально, исходя из задач и прогнозов. Текущие предложения приурочены к сезону или этапам жизни объектов. Например, в ноябре компания объявила о ряде акций по подсобным и гаражным помещениям. Скидки на кладовки привязаны к сдаче объектов в эксплуатацию, началу заселения. А на машиноместа – к сезону: когда то слякоть, то мороз, тема парковки становится актуальной. Поэтому мы предложили в мкрн «Центральный» г. Железнодорожного, где на днях начато заселение последнего корпуса, скидку 20% на кладовки от 8 кв.м. А в Мытищах, на ул. Колпакова, 40Г, установили на них цену 500 тыс. руб. за 16,8 кв. м. В этом же здании реализуются машиноместа по спеццене 298 тыс. руб. И проходит еще одна акция на парковочные боксы на Б. Очаковской, 40, к. 13: машиноместо – от 310 тыс. руб.
Акция ГМСН «Оформление в подарок» также распространяется на только что сданный корпус №1 мкрн «Молодежный» г. Голицына. Она направлена не на повышение спроса, а на поддержку покупателей, которым предстоят расходы, связанные с ремонтом, покупкой мебели и т.п. Компания дарит им регистрацию договора ДДУ, что позволит сэкономить 20 тыс. руб.
Наталья БЛАНКОВА, маркетолог компании «Эталон-Инвест»:
Новогодние распродажи на рынке недвижимости уже стали традицией и радуют покупателей уже не первый год. Подозревать застройщиков в массовых махинациях не совсем корректно. Анализ ценовой ситуации последних лет показывает, что резкого роста цен во второй половине года, способного компенсировать затраты на скидки 10-15% не было. Так происходило и в этом году. В среднем цены на рынке новостроек Москвы и Московской области выросли за три осенних месяца на 3,3% (Москва без ЦАО) и 1,1% (Московская область). Однако текущая экономическая ситуация, резкие колебания курса рубля, могут внести некоторые коррективы в действия застройщиков. В частности возможна временная приостановка действия новогодних акций, обусловленная объективными причинами, а также повышение цен.