
Выбирая дом для загородного проживания, мы обычно смотрим на его конструктивные особенности, на площадь коттеджа и участка, инфраструктуру поселка. А ведь не менее важна и атмосфера места, стиль поведения его обитателей, неписаные правила, не зная которых, вы не сможете стать «своим». Поверьте, образ жизни, скажем, на Рублевке и на Новой Риге совершенно разный. Что уж говорить о Калуге и Ярославке! Что, если вы станете новоселом элитного поселка, а соседи в скором времени начнут вас раздражать? И отнюдь не своим чрезмерным налаживанием отношений. Все у них, и у вас — совершенно разное. Взгляды на жизнь, увлечения, круг друзей…
Сладкая жизнь
Сегодня даже ребенок знает, что самое престижное загородное жилье – в окрестностях Рублево-Успенского шоссе. Рублевка Life всегда в моде. Как формулирует Валерий Черемисов, директор локального офиса «Новая Рига» агентства недвижимости DOKI: «Рублевское шоссе является брендом, который до последнего времени в обязательном порядке должен был входить в джентльменский набор успешного во всех отношениях человека». Легендарная резервация для богатых и власть имущих отлично оборудована для светской жизни: культовые рестораны, торговая улица с дорогими бутиками, спортивные центры, художественные галереи. Клубная жизнь здесь кипит всю ночь. А поутру выезжают правительственные кортежи, образуя на шоссе два «часа пик»: один – в районе девяти часов утра, второй – около часа дня. Ну а жены олигархов ближе к обеду подтягиваются в фитнес-центры и салоны красоты. К вечеру же снова начинается тусовка.
Нюансы жизни на Рублевке хорошо описаны в книгах Оксаны Робски и отражены в сериале «Рублевка. Life», напоминает Василиса Баженова, руководитель проекта «Гагаринлэнд». «О жизни в «заповеднике для миллионеров» ходят самые разнообразные легенды, и чем больше его жители стремятся огородить свою жизнь от постороннего вмешательства, тем больше она обрастает слухами», - замечает Мария Литинецкая, исполнительный директор компании Blackwood.
Пятнадцать лет назад люди предпочитали эти места потому, что из всего Подмосковья только здесь с советских времен существовала развитая инфраструктура, предназначавшаяся для партийной элиты и позволявшая полноценно жить, подолгу не бывая в городе. Вот что рассказывает обитательница элитного направления про уклад тамошней жизни: «Некоторые жители, и особенно жительницы Рублевки месяцами не выезжают в Москву, не меняя своего привычного образа жизни, поскольку все необходимое для этого здесь имеется. Сама Рублевка тоже неоднородна. Есть Николина Гора со своим особенным колоритом старого места, где жили и живут представители творческой интеллигенции, правда, в годы перестройки частично распроданного новым владельцам. Там периодически организуется «блошиный» рынок, вряд ли имеющий аналоги в новых коттеджных поселках по другим направлениям. «Блошиный» он, конечно, на рублевский манер, то есть вполне себе пристойный вернисаж, достопримечательность и место проведения воскресного досуга местных жителей. Есть рестораны, куда приезжают даже из города не только вкусно покушать, но и, например, поиграть в нарды («Веранда «У Дачи»), или же позагорать на берегу Москвы-реки («Причал»). У нас есть все: большое количество SPA-салонов, несколько фитнес-клубов, например, Word Class в Жуковке, Orange Fitness в Лапино, великолепный ледовый каток, боулинг, супермаркеты. Есть детские сады и школы, аптеки, медицинские учреждения и ветеринарная клиника. Вот только собственного аэропорта пока нет, всякий раз рискуешь не попасть на рейс из-за пробок».
Все это превращает население Рублевки в единый социум. «Поэтому тут и сильная ориентация на семейный отдых и на празднование «всем миром» праздников - Масленицы, Нового года, - рассказывает Татьяна Харина, консультант отдела загородной недвижимости Kirsanova Realty. - А в поселке «Николино» это даже является как бы одной из визитных карточек».
Уникальна Рублевка и тем, что в этой весьма закрытой, камерной атмосфере наряду со статусной публикой мирно соседствуют владельцы старых домов, которые живут там уже несколько десятков лет. Старожилов не пугает столь неординарное соседство, они отнюдь не спешат продавать дома и переезжать, несмотря на то, что у многих из них нет даже собственного автомобиля. Еще из особенностей можно назвать некоторую «богемную» составляющую Рублевки, поскольку стиль ряда знаковых объектов определялся вкусом их создателей или создательниц: например, «Веранда «У Дачи» от Александры Вертинской, студия Илзе Лиепы.
Спор поколений
Инфраструктура Новой Риги все еще не может сравниться с рублевской. Пока жители этого направления предпочитают развлекаться в Москве. «Аналога Рублевке действительно пока нет ни на одном направлении, - говорит Татьяна Харина. - На Новой Риге заявлено большое количество развлекательных комплексов - инфраструктура поселков «Резиденции Бенилюкс», Nova Riga, «Павлово Подворье», «Агаларов-Эстейт». Но это лишь заявлено, а реально построено и функционирует десять процентов, исключение, пожалуй, составляет лишь Нахабино со сложившейся гольф-структурой. Поэтому пока можно говорить лишь о перспективах направления, а не о реальной конкуренции или сопоставлении». «Однако инфраструктура его настолько активно развивается, что уже через пять лет значительно превзойдет рублевскую и по количеству, и по качеству», - уверена Анна Папахина, руководитель отдела загородной недвижимости компании DeltaRealty. Инфраструктура поселков «Павлово», «Резиденции Бенилюкс», «Княжье озеро» и «Миллениум парк» будет обеспечивать население всей округи: там появятся торговые и спортивные центры, развлекательные объекты, школы, магазины и медицинские учреждения. Не исключено, что через несколько лет ночная жизнь здесь будет бурлить так же, как на Рублевке.
Уже сегодня многие бизнесмены переселяются с Рублевки на Новую Ригу, в первую очередь из-за невозможного трафика элитного шоссе. Дорога перегружена настолько, что деловые люди не могут вовремя попадать в город, на работу. Это очень существенный недостаток резервации для богатых, но он не единственный. Так, архитектура Рублевки весьма разнородна, ведь она застраивалась хаотично, безо всякой концепции, эволюционируя от кирпичных дворцовых застроек с бойницами и башенками девяностых до новомодного экоминимализма. Качество строительства многих коттеджей, как считает Анна Папахина, можно отнести разве что к бизнес-классу, а безумных денег они стоят только в силу своего месторасположения. Исключением можно считать «Николино» - современный и во всех отношениях удачный проект на этом направлении. Татьяна Харина называет уникальным и Х-Park, действительно очень интересный с архитектурной точки зрения. «На Рублевке есть интересные проекты, но, если судить о направлении в целом, то оно довольно эклектично, что объясняется достаточно разношерстным контингентом жильцов, - комментирует Василиса Баженова. - Это и звезды шоу-бизнеса, и бизнесмены, и политики, а так как у каждого свои приоритеты и интересы, то это отражается на внешних видах домов».
Впрочем, на это можно посмотреть и по-другому. «Элитные коттеджные поселки на Рублевском шоссе отличаются ультрадорогими авторскими проектами и кулуарностью домовладений», - говорит Валерий Черемисов. Тут и архитекторам раздолье: можно реализовывать самые яркие заказы клиентов. А на Новой Риге? Если вы художник в душе и мечтаете стяжать лавры Райта, изваяв на будущем участке предмет искусства, то тут вам придется такой участок еще поискать. Потому что в новых коттеджных поселках земля продается не иначе как с подрядом. То есть вам все построят без вас. Можно, конечно, выбрать облик своего дома – правда, в строгом соответствии с каталогом застройщика. В нем может быть как три-четыре варианта, так и с дюжину, но о творчестве придется забыть. Типовая застройка…
Свобода – осознанная необходимость
По мере того как Новая Рига заселяется представителями деловых кругов столицы, разница в контингенте обитателей двух направлений постепенно стирается. Это, конечно, не значит, что где-то может возникнуть вторая Рублевка. На Новой Риге царит, несомненно, более демократичный дух, и там никогда не будет шлагбаумов с постами милиции на каждом шагу, всяких запретов и досмотров – уже хотя бы потому, что президент страны, а с ним и область интересов ФСБ остаются на старой дислокации. «Кроме того, стародачные поселки, в отличие от Рублевского направления, на Новой Риге практически отсутствуют, - говорит Мария Литинецкая. - Возможно, само название накладывает некий отпечаток на стиль жизни обитателей, которому присущ эффект новизны». «Новая Рига – это свидетельство того, что мечты новой России воплощаются в жизнь», - уверен Валерий Черемисов.
Итак, Новая Рига, да и прочие направления Подмосковья чаще всего застраиваются современными поселками с единой концепцией и в западном стиле. Девелоперы обычно приглашают консалтинговые компании, которые ставят целью проектировать так, чтобы поселок привлекал клиентов не только на текущий момент, но и в перспективе. Рублевка же заселена настолько густо, что строить концептуальные поселки на ней особо негде.
Для новорижских (как, впрочем, и для большинства направлений) проектов характерны обычно европейская или калифорнийская архитектура, широкие дороги, низкие заборы между домами. Подмосковные застройщики, видимо, решили доказать всему миру и себе тоже, что русскому человеку скрывать нечего, устанавливая кованые оградки в полтора метра высотой. А все же спросите себя, готовы ли вы жить на виду у соседей? Многие признаются, что предпочитают приватность. Что ж, тогда нужно либо искать поселок, где высота забора не лимитирована, либо купить дом в стародачном месте, либо селиться на той же Рублевке. Впрочем, даже в прозападных поселках не запрещается устраивать живую изгородь. Если она будет из хвойных пород, то может быть совершенно непроницаемой для посторонних глаз. Высота же ее может быть какой угодно: растениям закон не писан. А вот людям писан. В той же Америке, к уровню которой мы мечтаем подтянуться, въезжающему в поселок разъясняют правила общежития: в котором часу выключать музыку, куда не ходить, каких растений не сажать, зато тротуар у коттеджа мыть с шампунем ежедневно. Знакомый американец, помню, жаловался: «В нашем поселке нельзя держать животных. Вот соседи углядели в моем окне котенка и донесли куда надо. Теперь выселяют. В Америке свободы нет!» Похоже, что такой свободы теперь не станет и в России. Новоселов теперь встречают не хлебом-солью, а длинным перечнем, чего «ниии-зя-аа». Нельзя затягивать стройку (иначе штраф), впускать на территорию личную вооруженную охрану, гонять на машине с ветерком, устраивать фейерверки, стрелять, заводить ротвейлеров. Правило классическое: твоя свобода кончается там, где начинается нос соседа. Впрочем, во всех поселках требования разные, и не все безнадежно.
Зато на пресловутой Рублевке их практически нет, и там можно все… ну, или почти все. Вот вам и преимущество исторически сложившихся традиций в сочетании с пиететом перед VIP-обитателями.
А еще, и для многих это главное, в окрестностях Рублево-Успенского шоссе растут прекрасные хвойные леса, и есть чудесные заповедные места с корабельными соснами. Добавьте к этому целебный воздух и чистую Москву-реку. На Новорижском шоссе природа не так щедра: там, в основном тянутся поля, перемежаемые перелесками. Мило, конечно, но уже не то…
На других фронтах
Про стиль жизни на других направлениях Подмосковья говорить сложнее. На Калужском шоссе в советские времена тоже давали дачи с большими участками представителям военной и творческой элиты и даже партийным деятелям, хотя такой харизмой, как Рублевка, Калуга не обзавелась. Правда, сегодня этот вектор считается третьим по престижности. Здешние поселки выбирают люди состоятельные, но чуждые показухи. Большим количеством стародачных поселков, таких, как Апрелевка, Селятино, Крекшино, Фрунзевец, Победа, славится и Киевское шоссе. «Киевско-Калужское направление – это еще более демократичный вектор, чем Новая Рига. Контингент – средний менеджмент, избегающий всяческого пафоса, а главное здесь – идеальное соотношение «цена-качество» в отношении недвижимости», - комментирует Анна Папахина. Направления сейчас активно развиваются, и стиль жизни там находится на этапе формирования, считают риэлторы.
Одной из главных достопримечательностей Минского шоссе, определяющее образ другого направления, безусловно, является поселок писателей «Переделкино», основанный в 1937 году по предложению Максима Горького. Здесь жил весь цвет советской литературы: Алексей Леонов, Лев Кассиль, Борис Пастернак, Корней Чуковский, Булат Окуджава и многие другие. Некоторые писательские дачи сегодня превращены в музеи. Знаменитое Переделкинское кладбище, где похоронены известные личности: Георгий Владимов, семья Пастернаков и Чуковских, Юрий Щекочихин и другие, стало местом паломничества туристов. Рядом находится резиденция Патриарха Всея Руси Алексия II. «На Минском шоссе история на каждом шагу, - говорит Нина Резниченко, руководитель департамента загородной недвижимости компании IntermarkSavills. - Практически с каждым домом, беседкой, деревом там связаны какие-либо истории».
По Дмитровке расположены популярные спортивные комплексы Яхрома, Сорочаны, Волен, Клуб Леонида Тягачева. Помимо этого, оно имеет выход сразу к нескольким крупным водохранилищам: Пироговскому, Клязьминскому, Пестовскому, Пяловскому и Икшинскому. Это-то и определило специфику проживающих. «На Дмитровском шоссе, - рассказывает Нина Резниченко, - много спортивно-развлекательных мест, поэтому жизнь там кипит и зимой - на горнолыжных курортах, и летом - на водной глади и на пляжах. Там живут люди активно отдыхающие, у которых спорт в приоритете, они ведут здоровый образ жизни». А Мария Литинецкая нарисовала портрет потенциального покупателя: «Это, несомненно, человек из бизнес-сообщества, который умеет считать деньги, ему не так важен престиж, как транспортная доступность, красивые пейзажи». По уровню инфраструктуры Дмитровского шоссе Татьяна Харина готова провести параллель с Рублевкой. «Здесь даже есть то, чего нет на Рублевке – горнолыжная и яхтенная инфраструктура, свои уникальные объекты: курорт «Пирогово», арт-объекты которого представлены на выставке «Арабески», гольфклуб «Пестово»…», - говорит она.
Впрочем, традиции круглогодичного загородного проживания у нас только формируются, и на многих направлениях нет четкого, сложившегося стиля. Через несколько лет можно было бы вернуться к этому разговору: наверняка он будет еще интереснее.