Доска объявлений, стенгазета и чат в одном флаконе. Внутрикорпоративный сайт – это удобный способ коммуникации в компании. Конечно, если в вашей фирме работает несколько человек, такой ресурс без надобности. Но если компания крупная, сотрудники одного отдела понятия не имеют, как выглядят и где располагаются сотрудники другого отдела, а HR-ам нужно поддерживать корпоративный дух, внутренний сайт – это прекрасный выход из ситуации.
Полезно во всех отношениях
«У нас на работе есть такой сайт. Это очень удобно, – рассказывает менеджер Ольга БУРЦЕВА. – Например, если мне нужно написать заявление на отпуск, я залезаю туда и распечатываю бланк, потом там же нахожу человека, у которого его нужно подписать, и договариваюсь о встрече. Плюс всегда можно посмотреть, когда у того или иного сотрудника день рождения».
На ресурсе можно размещать любую необходимую информацию. Например, контактные данные всех сотрудников или информацию о корпоративных предложениях. Очень большой популярностью среди сотрудников пользуется раздел «объявления», через который можно продать что-нибудь ненужное, обратиться с призывом найти что-нибудь потерянное или подыскать себе квартиру или комнату в аренду.
Внутрикорпоративный сайт полезен не только для сотрудников, но и для руководства компании. Через него проще всего доводить до сведения работников приказы и распоряжения. Все документы, кстати, сохраняются, а значит, в любой момент можно найти всё необходимое.
Единственный минус такого ресурса – он стоит денег. Но для крупной компании затраты незначительны, а выгоды очевидны. Вот основные плюсы.
Для руководства:
– все новости, приказы и распоряжения доводятся до сотрудников оперативно;
– все документы сохраняются в электронном виде: таким образом, параллельно создаётся база данных и ведётся история развития компании.
Для HR-отдела:
– помогает развивать корпоративную культуру;
– помогает поддерживать традиции компании;
– облегчает процесс адаптации новых сотрудников в коллективе;
– развивает корпоративную активность сотрудников;
– с его помощью можно проводить опросы сотрудников;
– можно использовать для обучения и аттестации персонала.
Для сотрудников:
– в любой момент доступна самая свежая и самая достоверная информация о компании;
– всегда можно найти контактные данные коллег и информацию о них;
– проще находить необходимые документы;
– удобный способ коммуникации с коллегами.
Недоразвитый ресурс
Казалось бы, плюсы очевидны. Но, как показал наш опрос, подобные сайты есть на работе лишь у 51,7% респондентов. И пользуются ими далеко не все. Активных посетителей корпоративных ресурсов набралось всего 11,7%. Ещё 9,5% опрошенных признались, что заходят на сайт, только когда есть свободное время, а 14,5% заявили, что используют ресурс, но только в случае необходимости. 9,4% опрошенных кинули камушек в огород своего HR-департамента: они считают, что информация на их сайте абсолютно не интересна. Ещё 6,6% заявили, что не заходят на внутрикорпоративный портал, потому что это отвлекает от работы.
Почти у трети опрошенных (28,4%), как оказалось, такого сайта на работе нет. Что, впрочем, неудивительно. Для того чтобы ресурс использовался, у работников должен быть как минимум компьютер с выходом в сеть. Для тех, кто работает, например на стройке, это неактуально.
И ещё один (весьма неожиданный) итог. Пятая часть респондентов (19,9%) затруднилась с ответом на вопрос «Пользуетесь ли Вы внутрикорпоративным порталом?». Не очень понятно, что стало причиной сомнений. Вероятно, люди были не уверены, что то, чем они пользуются, и есть искомый ресурс.
В регионах – активно, в Питере – по делу
А теперь давайте посмотрим, как отвечали люди в зависимости от региона проживания. Для начала – интересное наблюдение. Если опираться на ответы наших респондентов, то в провинции более развита практика создания внутрикорпоративных порталов. То, что в их компании есть такой сайт, заявили 53,3% респондентов в регионах. Для сравнения: в Москве таких набралось 49,1%, а в Санкт-Петербурге – 49,4%.
В провинции больше и активных пользователей внутрикорпоративных порталов – 12,4%. В столице таких набралось лишь 10,3%, в городе на Неве – 11,2%. Но при этом региональные и московские HR-ы, похоже, работают несколько хуже коллег из Северной столицы. О том, что не пользуются порталом из-за отсутствия в нём интересной и полезной информации, заявили лишь 3,4% питерских респондентов. Для сравнения: в регионах и в Москве эта цифра была почти в 3 раза больше – 10,4% и 9,5% соответственно.
Но при этом в Санкт-Петербурге и Ленинградской области к вопросу «пользоваться – не пользоваться» относятся более утилитарно: 7,9% не заходят на рабочий сайт не потому, что неинтересно, а потому что это отвлекает от работы. 15,7% пользуются ресурсом, но лишь в случае необходимости, ещё 11,2% – только, когда есть свободное время. В Москве о том, что «это отвлекает от работы», задумываются лишь 5% опрошенных, в провинции – 7,1%. «По необходимости» на сайт заходят 13,6% столичных и 14,7% региональных респондентов. Ещё 10,7% опрошенных в Москве и 8,7% в регионах заявили, что пользуются порталом в свободное от работы время.
Дисциплинированный Кавказ, индифферентный Дальний Восток
Если смотреть на картину в разрезе федеральных округов, то получается, что активнее всего внутренними сайтами компаний пользуются респонденты Уральского федерального округа (16,4%). В Южном и Приволжском округах активных «юзеров» набралось меньше всего – 9,7%. Но на Урале чаще, чем где бы то ни было, забывают, что «делу – время, потехе – час». Только в свободное от работы время на внутренний сайт там заходят лишь 4,1%. Для сравнения: самые высокие показатели дисциплины – у Дальнего Востока и Северного Кавказа (12,5% и 12,2% соответственно). В СКФО также набралось больше всего тех, кто вообще не пользуется порталом, потому что это отвлекает от работы (10,2%). Абсолютный минимум в этой графе продемонстрировал Центральный округ (5%).
В Сибирском округе чаще, чем в остальных регионах, используют внутренний ресурс компании лишь по необходимости (17%). Минимум зафиксирован среди опрошенных на Дальнем Востоке (10,7%). Вообще, в ДФО один из самых низких показателей по посещаемости внутренних сайтов, меньше только у Приволжского округа. Возможно, потому, что службы персонала в этом регионе в чём-то не дорабатывают. Неслучайно 17,9% опрошенных дальневосточников заявили, что не заходят на сайт, потому что там нет ничего полезного и интересного. А вот у коллег в Северо-Западном округе, похоже, есть повод для гордости: отрицательно их работу оценили лишь 3,9% опрошенных.
Наш опрос показал, что у корпоративных порталов – неплохое будущее. Есть ресурсы для развития. Но HR-ам стоит задуматься о наполнении рабочих сайтов.