Несмотря на кризис, жизнь продолжается, и каждый год на рынок труда дружными рядами выходят новоиспеченные молодые специалисты. Чего же они ждут от работы и работодателя? Как показало недавнее международное исследование компании PricewaterhouseCoopers, для так называемых миллениалов важна возможность обучаться и развиваться, большинство хотело бы поработать за рубежом, а вот часто менять работу молодые люди не планируют. Наши соотечественники не исключение.
Мобильность и постоянство
Результаты исследования «Поколение Y: работа и карьера», а в нем приняли участие 4200 выпускников университетов из 44 стран, включая 60 респондентов из России, показали, что для молодых людей важна «мобильность», если точнее, то возможность работать в разных странах. Среди российских выпускников 85% хотели бы получить опыт работы за границей. Из них 25% предпочитают Великобританию в качестве страны для приобретения опыта, второй по популярности стала Австралия - 18%.
Большинство участников опроса, в том числе и в России, считают, что в течение жизни они сменят от двух до пяти мест работы. Интересно, что при этом работать они хотели бы в офисе и по нормированному графику - только 3% хотят большую часть времени работать дома, и лишь 18% - по гибкому графику. Правда, российские выпускники оказались более свободолюбивыми - 27% респондентов ответили, что предпочли бы гибкий график работы.
Обучение и развитие
По данным исследования основным мотиватором в начале карьеры, а именно в первые пять лет, для трети респондентов является обучение и развитие (зарплата не учитывалась). Среди российских респондентов только 17% отдали предпочтение бонусам. Абсолютное же большинство участников опроса (98%) отметило, что возможность работы под руководством более опытных коллег и наставников - важнейший фактор профессионального развития.
«В сегодняшней непростой экономической ситуации чаще всего сокращаются именно бюджеты на обучение и развитие персонала, - отмечает Уиллиам Шофилд, партнер и руководитель российской практики консультационных услуг по управлению персоналом PWC. - Исследование же показывает, что как раз возможности обучения для молодых сотрудников и ценятся выше всего. Возможно, компаниям стоит задуматься о более эффективном использовании средств для тех категорий сотрудников, которые более всего ценят эти возможности, и в тех областях, которые обеспечат компании здоровое будущее».
Базовые ориентиры
Предпочтения предпочтениями, но найти себя во «взрослой» жизни всегда было непросто, а тут еще кризис... На что же сегодня должны ориентироваться выпускники вузов? По мнению Марины Вишняковой, управляющего партнера компании PM Team, есть три основных момента: многопрофильность, тщательный выбор работодателя и умение зарабатывать, а не получать. «Многопрофильность значит, что человек умеет многое, хорошо обучаем и открыт новым знаниям и умениям, - отмечает Марина Вишнякова. - Не менее важен и тщательный выбор работодателя: кризис не даст возможности попробовать себя в разных компаниях. Выбрать же подходящую компанию, в которой нужно будет проработать хотя бы год-два, можно и в непростой экономической ситуации. Не стоит откликаться на первое же предложение. И, наконец, нужно ориентироваться не на получение, а на зарабатывание денег, то есть учиться формировать свой доход, понимать, как он строится, и как зависит от достижений и эффективности работы».
Неплохие перспективы
Что же касается непосредственно поиска работы, то, по мнению Оксаны Шумило, специалиста по поиску и подбору персонала холдинга «Империя кадров», специалисты без опыта или с минимальным опытом работы, но готовые развиваться и обучаться могут сегодня найти работу. «Сейчас поток предложений по сравнению с ноябрем-декабрем увеличился. Не так много, как было раньше, но умный человек работу найдет. Зарплаты на стартовые позиции если и сократились, то несущественно, - говорит Оксана. - Я считаю, что те, кто жертвует зарплатой сегодня ради профессионального опыта, работают на свое будущее и в результате останутся в выигрыше. Более того, работодатели и сегодня готовы учить и развивать молодых специалистов: молодые, активные, со свежим взглядом нужны всегда. Например, прошедшей осенью, крупная международная розничная сеть подбирала молодых ребят, предлагая им весьма достойную зарплату и почти годовую стажировку в нескольких европейских странах, правда, условием было знание двух европейских языков».
Фото: job.rsuh.ru