Специалисты постоянно упоминают «цивилизованный рынок недвижимости». А что они вкладывают в это понятие? По каким чертам его можно узнать? Каким видят цивилизованный рынок профессионалы недвижимости?
Федор Трифонов, директор АН «Адрес»:
— Во-первых, эксклюзивный договор, при котором клиент не бегает по разным агентствам недвижимости и не выставляет в каждом из них разные цены на свою квартиру. Во-вторых, единая база данных на весь город. В-третьих, практика, при которой агентство недвижимости делит комиссионные с агентом покупателя и агентом продавца (или между АН покупателя и АН продавца), не заставляя клиента доплачивать. В-четвертых, фиксированная ставка комиссионных риэлтора, а не разброс от 10 тысяч рублей до 8 % от цены квартиры.
Марина Куландина, директор АН «Успех»:
— Лично для меня это понятие означает, что все участники рынка защищены законом — жилищным, гражданским, законом о защите прав потребителя... К сожалению, закона о риэлторской деятельности нет, поэтому риэлтор практически не защищен. Клиент может воспользоваться услугами агента и не оплатить их. Риэлтор должен отстаивать свои права в суде, но суд не всегда встает на его сторону, чаще — на сторону клиента.
Цивилизованный рынок — прежде всего рынок профессионалов: обученных, сертифицированных, умеющих работать с документами, постоянно повышающих свой профессиональный уровень. Гильдия риэлторов должна стремиться к тому, чтобы привлекать в свои ряды новые компании. Когда мы все будем играть по общим правилам, мы приучим к этому и агентов, и клиентов. То есть цивилизованный рынок недвижимости можно определить как общие правила игры, в которой обе стороны защищены Законом.
Алексей Злобин, директор АН «Волжский Дом»:
— В двух словах определить сложно. По-моему, это рынок более закрытый информационно, когда перестанут на каждом углу рассказывать, как правильно совершать сделку, и перестанут консультировать в прессе. Мы же не консультируемся где попало, как лечить зубы, а идем к стоматологу, не читаем о том, как правильно делать операцию, а доверяем хирургу. На цивилизованном рынке недвижимости не должно быть рекламы квартир в СМИ, только непосредственно через риэлторскую базу данных в агентствах недвижимости. Необходимо честное разделение комиссионных, единые условия работы, единые договора, единая база данных. Деятельность риэлторов должна находиться под контролем государства (лицензирование и сертифицирование деятельности). Я думаю, что когда рынок недвижимости зарождался, он был более цивилизованным, чем сейчас. Тогда действовало и лицензирование, и сертификация, и комиссионными делились, и общий уровень образования агентов был намного выше.
Светлана Торопова, директор АН «Модус»:
— Несомненно, рынок недвижимости должен быть цивилизованным, людям необходимо предлагать качественные услуги и оказывать компетентную помощь.
Цивилизованный рынок недвижимости для меня — это:
1. признание государством риэлторского бизнеса;
2. открытость отношений между сотрудниками риэлторских компаний и клиентами;
3. стабильные комиссионные вознаграждения.
Формула цивилизованного рынка гласит: клиент всегда прав, а это значит, что его пожеланиям и предпочтениям придают первостепенное значение.
Несомненно, важная роль в становлении цивилизованного рынка недвижимости может отводиться средствам массовой информации, которые могут доводить до потенциальных участников рынка недвижимости сведения об опасностях, с которыми они могут столкнуться, если будут прибегать к услугам сомнительных лиц.
Валерий Грачев, директор АН «Дворец»:
— Это выполнение обязательств как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. Это выполнение обязательств агентства перед агентом и перед клиентом. Это добросовестность при исполнении услуг агентством недвижимости. Это прозрачность сделок, их честность и законность.
Спрашивала Елена Шевцова
Фото: perspekt.blogspot.com