Назначение Юлии Тимошенко премьер-министром повлечет за собой пересмотр результатов отчуждения госсобственности в период пребывания у власти ее предшественника. В большинстве случаев это не пойдет на пользу предприятиям, но возможно, станет уроком хорошего поведения для инвесторов
Возвращение Юлии Тимошенко в премьерское кресло вновь подняло вопрос о праве собственности. Как и в 2005 году, Тимошенко вновь начала свою работу с ревизии действий предыдущего главы Кабмина. «Я хочу, чтобы мы проследили, как потрачена каждая копейка, как был проведен каждый тендер, как был приватизирован каждый объект», — заявила премьер-министр уже на первом заседании правительства. Пересмотр итогов приватизации (или другой формы отчуждения имущества) — тот предвыборный лозунг, который она начнет воплощать в жизнь одним из первых. Для этого у нее есть все необходимые ресурсы. В нынешнем Кабмине значительно больше лояльных Тимошенко людей, чем было в правительстве образца 2005 года. Следовательно, какое-либо внутреннее сопротивление в вопросах отбора собственности едва ли возможно. Место главы Фонда госимущества (ФГИ), согласно распределению чиновничьих кресел по коалиционному соглашению, также закреплено за БЮТ. Так что осталось лишь определить список атакуемых целей. За время пребывания Виктора Януковича на посту премьера готовых к отбору активов набралось четыре.
Тепловозы вернут в государственное депо
На этот раз пространство для реприватизационных маневров значительно уже, чем в 2005 году. Правительство Виктора Януковича проработало шестнадцать месяцев и успело продать не так много государственных активов, поскольку ФГИ возглавляла социалистка Валентина Семенюк. Поэтому в отличие от ситуации двухлетней давности, когда список реприватизируемых объектов доходил до трех тысяч, сегодня речь идет об ограниченном числе активов, находящихся в группе риска. По сведениям из информированных источников, новое правительство в ближайшее время займется «Лугансктепловозом», Комсомольским рудоуправлением, компаниями «Днепрэнерго» и «Укртатнафта». Луганский тепловозный завод не случайно стоит в этом списке под первым номером. Позиции его нынешнего собственника — российской компании «Трансмашхолдинг» Искандара Махмудова — наиболее слабые. Для реприватизации этого актива есть все условия, ведь действия правительства будут поддержаны мощными силами, которым не удалось принять участие в конкурсе по продаже предприятия в марте нынешнего года. Это структуры группы «Приват» Игоря Коломойского и холдинга «АвтоКрАЗ» Константина Жеваго. Их не допустили к участию в конкурсе путем введения дополнительных условий, выписанных под «Трансмашхолдинг», и это позволяет говорить о том, что предприятие могло быть продано дороже. А так стартовая цена в ходе торгов была повышена всего на 300 тыс. гривен, составив 292,5 миллиона. Разница в цене, как и в случае с «Криворожсталью», станет главным доказательством нечестной приватизации. По самым скромным оценкам, «Лугансктепловоз» могли бы продать почти в два раза дороже.
Вдобавок производитель тепловозов — наиболее подготовленный объект для атаки. Вся цепочка судов по нему уже пройдена, начиная от хозяйственного и апелляционного суда и заканчивая решением Высшего хозяйственного суда, признавшего приватизацию предприятия незаконной. Фонд госимущества подал апелляцию в Верховный суд, однако смена правительства и главы ФГИ, судя по всему, приведет к тому, что она будет отозвана. После этого никаких препятствий для возврата предприятия в госсобственность и выставления его на повторный конкурс не будет.
Критиковать Юлию Тимошенко за действия по реприватизации «Лугансктепловоза» будет очень сложно. Его продажа действительно была проведена топорно. Завод приватизировали так, как будто не было истории с «Криворожсталью». Фонд госимущества сделал реверанс в сторону российского инвестора, который, возможно, действительно является самым потенциально эффективным собственником для этого предприятия. Но этот реверанс получился очень уж неуклюжим. В итоге — процесс возврата предприятия в госсобственностью почти неминуем.
Политическая вина покупателя
В процессе отбора собственности ключевую роль играют не столько формальные нарушения закона, сколько обоснованность этого отбора в глазах общественности. Покупатель предприятия не может нарушить закон в принципе (разве что он принесет поддельный документ, что предполагает уголовную ответственность), поскольку действует в рамках, определенных продавцом. Получается, что из-за ошибки продавца, в нашем случае — Фонда госимущества, страдает покупатель. Такая постановка вопроса не принесет Юлии Тимошенко ожидаемых политических дивидендов. «Покупателя обязательно нужно обозвать каким-либо нехорошим словом: бандитом, вором, махинатором. В противном случае отбор собственности потеряет свой политический смысл. Покупатель должен быть виноват, иначе народ не поймет, почему отбирают собственность», — отмечает директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко.
Например, приватизация «Лугансктепловоза» сегодня воспринимается как элемент более длинной логической цепочки. Вскоре после его продажи выяснилось: блокирующий пакет «Трансмашхолдинга» продается госкомпании «Российские железные дороги» (РЖД). А совсем недавно стало известно, что последняя намерена обменять этот пакет на акции канадского машиностроительного холдинга Bombardier Transportation. Впоследствии пакет РЖД в этой компании может быть увеличен до 50%, что означает полноценное слияние активов. А поскольку акции Bombardier сегодня стоят значительно дороже аналогичного пакета ценных бумаг «Трансмашхолдинга», то речь пойдет о доплате, которая по разным оценкам, составит свыше миллиарда долларов. В этом случае покупка «Лугансктепловоза» воспринимается как попытка Искандара Махмудова разогнать капитализацию своей компании, причем не слишком потратившись на новое приобретение.
В то же время в случае с Комсомольским рудоуправлением, которое было приватизировано осенью прошлого года, эта логика не срабатывает. Несмотря на то что дополнительные условия этого конкурса были еще более несправедливыми, чем в случае с «Лугансктепловозом», а цена — ниже рыночной, отбор акций этого предприятия все же маловероятен. Объясняется это просто: его покупателем выступил Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича (ММК), владельцем которого формально выступает пятидесятитысячный коллектив завода. Отбирать «народную собственность» в планы Юлии Тимошенко вряд ли входит. К тому же изымать акции Комсомольского рудоуправления у фактического хозяина ММК им. Ильича Владимира Бойко бессмысленно и с политической, и с экономической точки зрения. В его распоряжении уже находится свыше 60% ценных бумаг предприятия, а Мариупольский комбинат является главным потребителем продукции рудоуправления.
По стопам Юрия Бойко
Гораздо легче Тимошенко будет подобрать ярлык для Рината Ахметова (тем более что придется всего лишь повторить уже не раз звучавшие слова), чья структура «Донбасская топливно-энергетическая компания» (ДТЭК) в сентябре 2007-го через процедуру санации стала собственником 40% акций крупнейшего энергогенерирующего предприятия на востоке страны — «Днепрэнерго». Дочерние структуры ДТЭК, являющиеся основными кредиторами «Днепрэнерго», выкупили акции его дополнительной эмиссии, проведение которой было санкционировано правительством Януковича. Предприятие досталось Ахметову по цене, ниже рыночной, поскольку включение в стоимость погашения долгов перед собственными структурами едва ли стоит воспринимать как адекватную плату за актив. Да и процесс накопления этих долгов может вызвать много вопросов.
Это отнюдь не первое предприятие, приватизированное через механизм допэмиссии. Однако до сих пор прецедентов возврата купленных таким образом активов не было. Точно так же в свое время отчуждались акции государственной страховой компании «Оранта». Попытки оспорить эту продажу были, но они оказались безуспешными. Кроме того, отбор этого предприятия не решит проблемы кредиторской задолженности, тем более что все равно придется искать источник компенсации затрат инвестора на скупку акций допэмиссии и выкуп их у миноритарных акционеров. Но уже то, что Тимошенко публично заговорила о необходимости вернуть государству «Днепрэнерго», может подвигнуть ее начать процесс отбора, несмотря на все риски.
Судя по всему, активом, на котором премьер отыграется в полной мере, станет компания «Укртатнафта». По мнению экспертов, шансы татарских акционеров в лице нефтяной компании «Татнефть» и министерства имущества Республики Татарстан вернуть контроль над предприятием невелики. Причин жестко отстаивать этот актив у нового премьер-министра предостаточно. Компания «Укртатнафта», владеющая крупнейшим в стране Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом, — прежде всего операционный актив, с помощью которого склонная к административному регулированию рынка Юлия Тимошенко будет оказывать влияние на стоимость нефтепродуктов. Возврат спорного восемнадцатипроцентного пакета акций ЗАО «Укртатнафта», который дает право на управление предприятием, выгодно и с точки зрения укрепления позиций слабеющей НАК «Нафтогаз України».
Ожидается, что в ближайшее время нацкомпанию возглавит ставленник Тимошенко, поэтому премьер сделает все возможное, чтобы НАК не стала для нее бомбой замедленного действия. Ведь если компания не сможет рассчитаться со своими зарубежными кредиторами, это может вылиться в международный скандал. К тому же это крайне нежелательный вариант развития событий в преддверии будущих переговоров о цене газа с российским «Газпромом». О том, что цена и условия поставок топлива будут пересматриваться, Тимошенко заявляла не раз.
Позиции нового Кабмина в отношении нефтеперерабатывающих заводов очень сильны — Тимошенко даже не придется ничего менять, достаточно лишь зафиксировать ситуацию (НАК «Нафтогаз України» еще летом вернула через суд спорные акции ЗАО «Укртатнафта»). Бывший министр топлива и энергетики и один из главных оппонентов лидера БЮТ Юрий Бойко создал хорошую платформу, чтобы государство смогло возобновить контроль над компанией «Укртатнафта». Так что в этом случае политические предпочтения премьера уступят место прагматическому интересу — ей придется продолжить политику Бойко в отношении кременчугского завода.
Те же грабли
Решения об отборе активов в каждом из перечисленных случаев (за исключением ЗАО «Укртатнафта») будут приниматься вовсе не из соображений здравого экономического смысла. Интерес конкретного предприятия вторичен: новому премьер-министру надо выполнять свои предвыборные обещания и возврат собственности — наиболее легко реализуемое из них. Очевидно, что нынешние собственники «Лугансктепловоза» и «Днепрэнерго» являются профильными инвесторами, которые способны принести пользу. По мнению Александра Рябченко, рациональнее было бы разработать и внедрить механизм доплаты за активы, купленные слишком дешево. Но скорее всего этого не случится — не тот PR-эффект!
С другой стороны ясно, что любая продажа государственного имущества заранее определенному собственнику делается прежде всего в интересах действующей на тот момент власти. Власть в Украине меняется часто. Так что инвесторы допустили большую ошибку, потакая желанию сэкономить и рискнув приобрести активы не совсем честным способом. Ни Ринат Ахметов, ни Искандар Махмудов не разорились бы, заплатив за приобретаемые предприятия на несколько сотен миллионов гривен больше. Тогда как шлейф нечестной приватизации так или иначе больно ударит по ним. Сейчас «Лугансктепловоз» представляет собой одно из проблемных мест в договоренностях между РЖД и компанией Bombardier. Канадцы вряд ли решатся на многомиллиардную сделку, если до конца не будут уверены в ее безопасности. В случае выхода корпорации System Capital Management или ДТЭК на IPO лишь факт, что выкуп допэмиссии акций «Днепрэнерго» в принципе может быть оспорен, в состоянии отпугнуть инвесторов.
Юлия Тимошенко — одна из немногих украинских политиков, кто способен пойти на принцип вопреки экономической целесообразности, а зачастую, и здравому смыслу. Вместе с тем, активные действия по отбору собственности в тех случаях, когда процесс ее приобретения был особенно циничным, должны в очередной раз встряхнуть собственников, заставить их начать думать по-другому и не пытаться что-либо купить задешево с помощью лоббизма и коррупции.