Что происходит сейчас на нижегородском рынке оценки? Об этом мы попросили рассказать генерального директора оценочной компании «Рензин компани» Алексея Юрьевича Рензина.
- Алексей Юрьевич, охарактеризуйте, пожалуйста, сегодняшний нижегородский рынок оценки: каковы его основные участники, качество и объем предоставляемых услуг.
- Рынок оценки сейчас находится в стадии развития. На первом этапе появились его участники, затем начали распределяться роли. К сегодняшнему дню сформировалась устойчивая группа оценочных компаний, которая работает уже годами. Как правило, это достаточно крупные компании, имена которых известны не только нижегородским городским, областным властям, крупным корпоративным клиентам, но и заказчикам федерального уровня. Их число не превышает полутора десятка. Всего же в Нижегородской области выдано порядка 300 лицензий. К сожалению, состав оценщиков неоднороден. Большинство лицензий были получены «на всякий случай». Например, когда возникла необходимость оценки имущества для вступления в права наследования, очень многие агентства недвижимости, в том числе и небольшие, стали брать в штат оценщиков частных предпринимателей. Поскольку затраты на получение лицензии порядка тысячи с небольшим рублей, то это оказалось совершенно необременительным. На самом деле оценщиков, которые регулярно занимаются оценочной практикой и приобрели необходимый для этого опыт и знания меньше в разы.
Есть категория оценочных фирм, которые появились недавно и сейчас находятся на пути становления. Они принимают решения о том, как позиционировать себя на рынке оценки и не всегда выбирают верное направление. К сожалению, пока еще очень востребован такой вид услуг, как заказная оценка. В связи с этим у молодых фирм велик соблазн, борясь за место под солнцем, соглашаться на подобные предложения. Это тупиковый путь развития, потому что информация очень быстро распространяется и среди специалистов-оценщиков, и среди заказчиков. Как правило, такие компании аккумулируют вокруг себя соответствующий круг клиентов, которые уверены, что оценщики напишут в отчете то, что нужно клиенту. Мы глубоко убеждены в том, что если работать правильно, то исказить результат оценки невозможно. Если оценка подгоняется под заведомо нужный результат, не соответствующий действительности, то, как правило, отчет делается с нарушениями, с ошибками и его результаты всегда можно оспорить. При этом качество работы не может быть хорошим. Но пока есть спрос, будет и предложение. Заказчики сами формируют такой вид услуг, такой слой оценщиков. Есть и просто некачественная работа. Подобные компании мало кому известны по именам, поскольку они не думают о своем развитии, вкладываться в долголетнюю перспективу им нет смысла. Их задача: сейчас быстро заработать деньги. Солидные компании с большим опытом, не позволяют себе заниматься подобными вещами.
- Происходит ли специализация среди оценочных компаний?
- Чаще всего крупные компании оказывают все виды услуг. Но есть одна четко выраженная специализация это оценка ущерба при ДТП. Как правило, этим занимаются небольшие оценочные компании. Мы оказываем эти услуги только для своих корпоративных vip-клиентов. Когда наши клиенты попадают в неприятные ситуации, то для них мы можем оценить и ущерб от ДТП, и от залива квартиры и т.д. Но как отдельный подвид мы такие услуги не выделяем.
- Какие виды оценочных услуг сейчас наиболее востребованы?
- На рынке сейчас наиболее актуальны три основных вида оценочных услуг это, прежде всего, оценка при приватизации федеральной, областной, муниципальной собственности и расчет арендных ставок. Второе масштабное направление оценка при реструктуризации крупных общероссийских предприятий, компаний, акционерных обществ. И третье оценка залогов при кредитовании банками. Оценка залогов подразделяется на два основных потока корпоративное и ипотечное кредитование.
- Почему, с Вашей точки зрения, в городе мало кто из оценщиков всерьез занимается оценкой интеллектуальной собственности?
- На рынке спрос рождает предложение. Сейчас спрос на этот вид оценки невелик. Дело в том, что вообще понятие интеллектуальная собственность стала использоваться в бизнесе совсем недавно. В настоящее время оценщики в силу своих возможностей пытаются сформировать этот спрос. И не только оценщики. Сейчас многие специалисты вовлечены в процесс управления интеллектуальной собственностью.
- Алексей Юрьевич, что, по Вашему мнению, может считаться интеллектуальной собственностью, помимо названия, логотипа, бренда, в риэлторском бизнесе? Эксклюзивная технология сделки, например, разработанная каким-либо агентством?
- Наверное, да. Трудно сказать в общем. Объекты интеллектуальной собственности это нечто исключительное, что-то такое, чего нет у ваших конкурентов, позволяющее вам извлекать из этого преимущества выгоду. Если же ваши агенты просто должны улыбаться, здороваться и ходить в белых рубашках, то вряд ли это можно назвать ноу-хау. Но если у вас продумана интересная методика сделки, то почему бы и нет. Бренд, товарный знак, знак обслуживания это самый простой объект интеллектуальной собственности. В разных риэлторских компаниях разный уровень доходов агентов, на мой взгляд, это не что иное, как влияние присутствия объекта интеллектуальной собственности в структуре бизнеса компаний.
- Как Вы считаете, изменения, которые ожидаются на рынке оценки, отмена лицензирования и передача власти в самоуправляемые организации, это плюс или минус?
- Это плюс для серьезных компаний и минус для тех, кто рассматривает этот бизнес в качестве второстепенного.
Во-первых, произойдет укрупнение компаний. Сейчас оценщик может работать в одиночку. По новым правилам число специалистов в фирме не может быть меньше двух.
Во-вторых, стать членом саморегулируемой организации будет гораздо сложнее, чем получить лицензию. К тому же требований к своим членам у саморегулируемой организации уже в процессе работы гораздо больше, чем было у органов, выдающих лицензии.
Дополнительные финансовые издержки в виде взносов и для формирования компенсационного фонда тоже плюс, это поднимает входной барьер на рынок оценки на несколько дополнительных пунктов. Если раньше необязательно было серьезно задумываться, а действительно ли в штате фирмы нужен оценщик, то сейчас в связи с увеличением затрат, оценщиков «на всякий случай» больше не будет. Это хорошо и для заказчиков, которым действительно нужна качественная оценка.
- Сколько предполагается саморегулируемых организаций оценщиков на территории области?
- Порядка 4-х, может, пяти. Основных две, это Российское Общество Оценщиков и Российская Коллегия Оценщиков.
- Не будет ли такого, изгнали из одной саморегулируемой организации, приняли в другую?
- По закону это возможно. Но маловероятно, что это будет иметь широкое распространение на практике. Ведь для того, чтобы получить лицензию, нужно было соблюсти очень небольшой перечень условий, и оснований для отказа в выдаче лицензии было немного. А вот поводов для отказа в приеме в саморегулируемую организацию много. Далеко не всем оценщикам удастся стать ее членами. Дело в том, что саморегулируемая организация несет финансовую ответственность за деятельность своих членов компенсационным фондом, который формируется из средств самих участников. И не за каждого своего потенциального члена участники захотят поручиться собственными деньгами. Поэтому требования к качеству работы будут гораздо жестче. Оценщики, зная, что те или иные их коллеги выполняют заказную или некачественную оценку откажут им в приеме в саморегулируемую организацию.
- А это хорошо, что у оценщиков несколько саморегулируемых организаций? У риэлторов, например, одна гильдия.
- У риэлторов гильдия решает несколько иные задачи: у них нет такой жесткой методической базы, какая есть у оценщиков. Дело в том, что оценщики вынуждены много заниматься научной деятельностью это аналитика, расчеты. Эта работа регулируется большим количеством нормативов, стандартов, законодательных актов. Поэтому саморегулируемая организация должна вести постоянную разработку этих вещей и следить за их выполнением. Раньше данные функции возлагались на министерство имущественных отношений, потом на министерство экономического развития. Но штат лицензирующего органа, даже используя территориальные представительства, не мог охватить бдительным контролем всех оценщиков РФ. Оценщики сами создали такие институты, как экспертные советы, которые уже осуществляют контроль за качеством работы своих коллег. Саморегулируемым организациям гораздо проще контролировать ситуацию, нежели государственным органам.
- Основные проблемы, которые мешают работать оценщикам?
- Они связаны с российской спецификой. Рынок только развивается. Соответственно, и информация не всегда доступна и большое количество теневых экономических отношений тоже далеко не всегда позволяет правильно анализировать ситуацию. Но оценщики, которые работают давно, уже имеют опыт и возможности все же получать необходимую информацию.
- Когда же информация о сделках вообще и о крупных сделках в сфере коммерческой недвижимости станет открытой?
- Причина, которая побуждает скрывать цену сделки купли-продажи, одна если сделка прошла с нарушением законодательства. Да и общая криминальная ситуация в стране пока не способствует максимальной открытости.
На ваш вопрос можно ответить и по-другому. Когда вся заработная плата будет выплачиваться официально и справка при получении кредита в банке будет настоящей, когда люди будут серьезно относиться к своим договорным обязательствам и исполнять законы, тогда и рынок станет цивилизованным, и информацию не будут скрывать. А пока проблемы у всех одинаковые, например, у агентов недвижимости это законодательная необеспеченность его работы. Трудно заключить договор, чтобы человек серьезно к этому отнесся. На западе все гораздо проще: собственник там совершенно не думает, обращаясь, к брокеру, как бы его потом «кинуть» и заключить напрямую договор с покупателем. Законопослушность воспитывается на протяжении многих лет. И нашей стране придется проделать этот путь.
- Алексей Юрьевич, расскажите о своей компании.
- «Рензин компани» существует с 1994 года. Это первая в Н.Новгороде оценочная компания и одна из самых первых в России. Можно долго перечислять всем известные имена наших клиентов, но вряд ли это будет здесь уместным. Наши главные достижения это безупречная репутация и доверие клиентов.
Устроиться к нам на работу достаточно сложно. Но те, кто попадает, никогда об этом не жалеет. Наша компания сотрудничает практически со всеми банками, государственными структурами. Мы аккредитованы у большого числа крупных заказчиков. Но для того, чтобы понять, насколько мы хороши или плохи лучше обратиться к нам за услугой. Главная наша особенность это абсолютная клиентоориенторованность, у нас все делается для того, чтобы человек получил то, за чем он пришел. Но повторюсь, если он пришел за нашим объективным мнением. Если человек пришел за заказным отчетом то мы таких услуг не оказываем.
Сейчас в компании развивается новое направление девелопмент. Надеемся, и оно будет успешным.
«Рензин компани»
ул. Звездинка, 26, оф.1
Тел.: 300-156, 300-117
e-mail:renzin@list.ru