![](http://img-news.ners.ru/news/91/91846f32a7addadf594a2b963fa2053e.jpg)
Кто бы что ни говорил, но как ни странно, в кризис, несмотря на общую стагнацию рынка, падение цен на недвижимость, большую текучесть кадров, количество риэлторских компаний увеличилось. И это факт. Однако, кто смог развиться и быть успешным в "мирное" время – совсем иной вопрос.
В период с конца 2008 и весь 2009 год различные компании чувствовали себя по-разному. Одни просто исчезли, и многих мы сегодня не видим – таких процентов 20%. Другие небольшие риэлторские фирмы преодолевали сложности – это сказывалось на работе с персоналом, на объемах рекламы, и самое главное, на объемах проводимых сделок. Некоторые сотрудники таких агентств стали задумываться о собственном деле, началась активная кадровая миграция из одной конторы в другую. И, несмотря на то, что количество сделок уменьшилось, динамика рынка, в этой части, была положительной. Число игроков рынка увеличилось, активизация началась. Каждый из предпринимателей выбирал свой путь развития, который оказывался либо успешным, либо нерентабельным.
Я сам
Создание собственного бизнеса с нуля требует большой смелости. Ну, во-первых, в условиях сильной конкуренции очень трудно найти и занять свою нишу на рынке. Вложения в раскрутку, рекламу и маркетинг новой компании могут приобрести гигантские размеры, при этом, успеха в этом деле никто не гарантирует. Ко всему прочему, уже более старинные и успешные компании наступают на пятки, уверенно привлекая к себе клиентов своим именем и репутацией. А сколько должно пройти времени, чтобы сформировать работающую базу данных, приобрести определенный пул клиентов, привлечь успешных агентов? Конечно, с одной стороны овчинка стоит выделки, ведь действительно очень привлекательно трудиться под собственным именем, в компании, созданной своими руками, и только лишь на себя. Но…
Сегодня прошло время работы без технологий. И если у компании нет четкого понимая, как работать на современном рынке с сотрудниками и клиентами, управлять денежным потоком и продвигать бренд, она не конкурентоспособна и не выживет в нынешних условиях. А кризис показал, что по старинке это делать нельзя, а по-новому – не все умеют.
Все готово!
Конечно, можно купить уже готовое агентство недвижимости. Однако в
России до сих пор не очень развита перепродажа агентств недвижимости как готового бизнеса. Этого рынка сейчас нет, и если случаются такие перепродажи, то они единичны, и проходят по личным связям. Но если все ж человек находит такой вариант и решается на эту покупку, ему необходимо учесть многие факторы. Во-первых, ему просто необходим риэлторский опыт, он куда более важен в этом деле, чем талант руководителя. Если агентский опыт есть, то обладая определенными навыками, можно управлять риэлторским агентством. Если же есть только опыт управляющий, могут начаться серьезные сложности – новый владелец компании просто не поймет всех тонкостей той деятельности, которой решил себя посвятить, а это неизбежно приводит к фиаско. Поэтому в этом случае лучше взять руководителя с опытом, поскольку от человеческого фактора зависит очень многое.
Во-вторых, при подобной покупке основным являются не технические характеристики офиса, а наличие сильного персонала и история компании. Останется ли основной агентский состав в компании с новым руководителем, сложатся ли с ним отношения - вот основные вопросы. Ведь если коллектив разойдется, то смысла в этой покупке не будет.
Сколько стоит бренд…
Одна из наиболее перспективных форм риэлторского бизнеса на сегодняшний день - получение франшизы. Франчайзинг – одно из наиболее интересных направлений развития компании, которое за множество лет себя хорошо зарекомендовало и показало. Это и продвижение компании, и увеличение доли рынка, и увеличение количества совместных сделок в сети, и хороши синергетический эффект, получаемый в процессе таких совместных сделок. Франчайзинг дает возможность активно продвигаться на рыке недвижимости. Это крайне интересная западная модель, которая успешно и активно развивается, и набирает обороты во всех областях.
Конечно, есть определенные сложности на пути развития франчайзинга в России.
Первая заключается в том, что у многих предпринимателей отсутствует четкое понимание того, насколько силен механизм франчайзинга. Ведь получая франшизу можно не создавать новое, а работать по уже действующей успешной бизнес-модели, применяя готовые технологии. Но лишь немногие знают, как это действует в сфере услуг. Вторая сложность – желание многих предпринимателей быть самостоятельным и работать под своим брендом. Не понимая всех тонкостей, они расценивают франшизу как переход под чье-то влияние, не учитывая, что франчайзинг в первую очередь построен на равноправии.
Модель франчайзинга "погодоустойчива". Для нее нет принципиальной разницы – развиваться в кризис или нет. Эта модель себя полностью оправдывает. Ведь это и узнаваемость бренда, и большое количество сделок внутри сети, и план территориального покрытия, в части доли увеличения рынка, которая постоянно растет.
На примере "МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости" можно сказать, что вход в систему для франчайзи обойдется в целом в 1 500 000 – 2 млн рублей, на окупаемость он выходит через год - полтора.
Приходя в сеть, каждый новый франчайзи получает полный пакет документов, регламентирующих деятельность офисов "МИЭЛЬ": нормативы, положения и стандарты в части оказания услуг и организации риэлторской деятельности, методические указания работы внутри сети, требования к оформления документов, договоров и официальных писем. Холдинг тщательно контролирует работу своих франчайзи и поддерживает их. Франчайзи всегда может рассчитывать на помощь в части обучения, юридической и маркетинговой поддержки, рекламы и pr.
Однако, несмотря на это сегодня только 2% российских компаний работают по франчайзингу на рынке недвижимости, в то время как на Западе этот процент очень велик. Я считаю, что у России потенциал огромен. Российскому рынку недвижимости всего 20 лет, и за это время накоплен очень большой опыт и понимание, как лучше вести дело, и понятны все ресурсы, необходимые для успешного бизнеса. Потенциал нашей компании в сфере франчайзинга я расцениваю очень высоко, ведь выходить на рынок под нашим брендом это и перспективно и актуально.
Автор: Роман Мурадян , председатель Брокерского совета холдинга «МИЭЛЬ»