Одно время по столице из уст в уста передавалась история о риэлторе-мстителе, который изрядно испортил репутацию не только самому себе, но и собственной компании.
Однажды женщина-клиент отказалась от его услуг, сообщив, что продаст свое жилье самостоятельно. И тогда агент дал объявления в газеты: мол, хозяйка на самом деле квартиру не продает, берет с покупателей залог, после чего отказывается заключать сделку и возвращать деньги. Привлечь ее к ответственности невозможно: женщина психически больна, на что имеет соответствующие документы. Понятно, что продажа квартиры растянулась на долгий срок. Но лихая тетка в отместку опубликовала свою историю на интернет-форумах по недвижимости.
Чтобы подобнее истории не повторялись риэлторы стали не только создавать в каждом городе свои профессиональные союзы, но и выработали жесткие критерии, которым должен соответствовать российский риэлтор. По большому счету они их не придумали, а, взяв за основу зарубежный опыт, лишь адаптировали его к российским реалиям. «У серьезных, профессиональных операторов рынка недвижимости есть свой утвержденный Кодекс этики, который обязаны соблюдать все сотрудники, - говорит Анна Лупашко, президент Московской ассоциации риэлторов, - Кроме того, у МАР есть свой собственный Кодекс этики и Стандарт практики, которые являются обязательными для всех фирм - членов нашей общественной организации».
Этический кодекс, в общем-то, дело совести самого риэлтора. В то же время существуют кодексы компаний, и сотрудник не сможет работать в коллективе, если его этический кодекс не совпадает с корпоративным. Сотрудники во многих коллективах придерживаются простого правила: «Я – это компания. Компания – это я». Отсюда становится понятным, если опыт и известность любого специалиста, нарабатывается с годами, то его личный успех во многом связан с успехом и положительной репутацией самой компании.
«Практически у каждого агента есть свой собственный кодекс этики. Так сказать, внутренний, возможно, заложенный еще на первом месте работы. - Подтверждает Мария Литинецкая, исполнительный директор компании Blackwood, - Поэтому приход нового человека в другой коллектив в первую очередь сопровождается знакомством с внутренним устройством компании. И даже, несмотря на уже имеющийся опыт, с ним проводится серьезный инструктаж, тренинги по правильному и успешному общению с клиентами, правила внутреннего распорядка. В то же время каждое цивилизованное агентство пользуется негласным кодексом - не переманивать клиентов из других компаний, а нарабатывать собственную базу. По крайней мере, этот принцип внушается каждому сотруднику Blackwood. А весь коллектив с первого дня придерживается строгих правил: работать честно для себя и открыто для клиентов».
Конечно, правила внутренней этики в каждой компании могут разниться. Например, как явствует Алексей Шленов, заместитель генерального директора «МИЭЛЬ-Брокеридж», «помимо чести и достоинства, в нашей компании существует и действует кодекс, определяющий правила взаимоотношений сотрудников с покупателями и продавцами. Проще говоря, нацеленность на ожидания клиента, индивидуальный подход к каждой конкретной ситуации».
Но подвести итого об этике риэлтора можно словами Балла Фай, директора по стратегическому развитию компании Paul’s Yard: «Главный пункт в этике риэлтора, сродни врачебному, - не навреди. В нашей профессии очень важно честное отношение к делу. Если вы предлагаете услуги, то должны в полной мере их оказать. Главное – придерживаться достигнутых договоренностей и активно действовать в интересах клиента».
Как говорится, добавить что-то еще, уже трудно.