![](http://img-news.ners.ru/news/ce/ceff68275b4afe3bb4b7d3857f06f5d2.jpg)
Число людей, работающих в сфере недвижимости, за полгода сократилось минимум на треть. Строительные компании проводят увольнения, отправляют людей в неоплачиваемый отпуск и сокращают зарплаты сотрудникам, параллельно увеличивая загрузку. Риелторы, которые обычно работают за комиссионные, из-за падения продаж сами покидают агентства.
Из-за застоя на рынке недвижимости работы лишились более трети сотрудников как девелоперских, так и риелторских компаний.
«Девелоперы с середины прошлого года ведут оптимизацию, перенастройку бизнес-процессов. Во многих компаниях сокращение было в три тура и достигало 30–40% персонала», — говорит партнер кадрового агентства Alex Primus Марат Яфизов.
Еще сильнее опустели риелторские агентства. Впрочем, там сокращения прошли менее заметно в силу специфики работы.
«Оптимизация штата происходит органически, по мере сжатия рынка, поскольку большинство сотрудников работают за комиссионные от сделок и сами уходят, когда нет достаточного объема работы», — пояснил член совета директоров «СтройИнвестТопаз» Максим Раевский.
«В первую очередь сокращения коснулись административных сотрудников. Также нередко сокращают начальников отделов, что вызывает цепную реакцию. Как правило, вместе с ними компанию покидает ряд подчиненных, которые работали с ними в связке. Например, в моей компании после смены руководителя отдел сократился в два раза — осталось порядка 50 сотрудников. Это было связано с тем, что новый шеф не смог наладить отношения с коллективом, пытался установить тиранию в рамках отдела. Его долбало начальство, а он долбал подчиненных, многие из которых не стали с этим мириться», — рассказал «Газете.Ru» на условиях анонимности бывший сотрудник одного из крупных агентств недвижимости.
По словам Яфизова, массовые сокращения — закономерное следствие застоя на рынке, который продолжается с начала года.
«Декабрь 2014 года был периодом стремительного роста продаж на жилье, как на первичном, так и на вторичном рынках. Ажиотаж продолжился в январе и феврале, но уже с акцентом на вторичный рынок. Люди опасались долгостроев. Приоритеты потребителей сместились с больших квартир в области в пользу компактных вариантов, но с ремонтом в Москве. Нерегулируемый рынок «вторички», охваченный паникой, в итоге к марту встал и затем начал падать», — описывает ситуацию эксперт рынка труда.
Он отмечает, что к июню любые продажи в сегменте эконом и в среднем классе замерли: «Ипотечные кредиты на инвестиционное жилье стали приемлемыми, но покупатель обнищал, и застройщики сидят без клиентов».
Любопытно, что в то время, как покупать недвижимость в России обедневшие граждане не могут, компании, предлагающие жилье за границей, не жалуются на нехватку клиентов.
«У нас в компании это растущий сегмент бизнеса, поскольку мы специализируемся на доходной недвижимости. Сокращать бизнес будут те, кто продавал курортную недвижимость и другие не очень нужные вещи», — говорит управляющий партнер W1 Evans Анна Левитова.
«Сокращения уже идут не только в строительной отрасли, но и в правительстве Москвы, Московской области, а также в других отраслях. Это ни для кого не секрет. Мы еще в декабре сократили численность на 20%. Сейчас все оптимизируют свои затраты. Компании сокращают штаты, передоговариваются по арендной ставке, то есть начинают экономить в кризис. Так было всегда — когда у тебя меньше доходов или ожидание, что их будет меньше, люди создают финансовую подушку. Мы не ждем, когда станет еще хуже, а идем на опережение, предвосхищая события. К тому же у нас есть опыт предыдущего кризиса 2008 года», — признает Григорий Ваулин, генеральный директор застройщика «Ферро-Строй».
Источники на рынке недвижимости также сообщают, что ряд компаний отправили часть сотрудников в неоплачиваемый отпуск.
Люди держатся за место
Тем, кто сохранил место, также приходится туго.
«Девелоперские и строительные компании изменили системы мотивации, снизили зарплаты до 20%, пересмотрели KPI, перешли на более строгие модели оценки эффективности сотрудников.
Из-за прошедшей перенастройки в некоторых компаниях за первое полугодие поменялось до 30% состава. Те, кто остались на прежних местах, стали крепче держаться за работу»,
— рассказывает Максим Морозов, управляющий партнер M9 development.
При этом объем работ не сокращается. «Просто люди стали работать с повышенным КПД из-за того, что увеличилась нагрузка», — уверяет Ваулин.
Подобной тактики придерживается большинство игроков рынка недвижимости. «Увеличивается нагрузка на исполнителя, то есть приходится больше делать, что в условиях турбулентности — правильно», — считает Морозов.
При этом поскольку штаты большинства компаний уже и так максимально оптимизированы, под нож решили пустить священную корову — отделы продаж.
«Сейчас, когда возможностей для оптимизации административного и управленческого персонала уже практически нет, начинают на 10–15% сокращать отделы продаж, мотивируя это низкими показателями и невыполнением плана», — сообщил Раевский.
Основные сокращения все же, как отметил Яфизов, прошли среди инженерно-технического состава. «Это определяется и сокращением, и уменьшением строек, снижением уровня заработной платы. Процесс поиска работы со стороны кандидатов стал более длительным, зарплаты ниже», — рассказывает эксперт.
Подобные сокращения скажутся на сроках и качестве строительства, но вряд ли дадут реальную экономию, предупреждают эксперты.
«Уменьшение количественного состава рабочего и инженерно-технического персонала обычно приводит к увеличению сроков строительства и снижению качества выполнения работ. Любая технологическая операция предусматривает определенное количество исполнителей. Там, где предусмотрено участие, например, шести специалистов, три специалиста смогут, конечно, выполнить работу, но они не выполнят ее быстрее или хотя бы в тот же срок», — говорит глава ООО «Экспертная Инжиниринговая Компания» Сергей Должников.
Кроме того, добавляет он, уменьшение количества рабочих на строительной площадке приводит к уменьшению объема поставок строительных материалов. «Иначе происходит излишнее накопление стройматериалов и оборудования, которое надо где-то хранить, а возможность использования стройплощадки под склад материалов, как правило, ограничена. Нельзя не отметить и тот факт, что, возлагая на специалиста дополнительную нагрузку, ему необходимо дополнительно оплачивать время, затраченное на выполнение работы сверх нормативного. В чем тут оптимизация?» — задается вопросом эксперт.