![](http://img-news.ners.ru/news/a4/a4731f53d298e99d5af19618694d7ed1.jpg)
История одной вакансии
Летом прошлого года телекоммуникационной компании «Караван» срочно потребовался редкий сотрудник – «специалист по поддержке и развитию голосовых решений». Найти профессионала с узкой специализацией, да еще такого, который быстро вписался бы в коллектив, было невероятно сложно. На открытом рынке труда подобных предложений единицы. «Улетают» они в течение нескольких минут после публикации резюме на кадровом сайте. Платить же круглую сумму рекрутинговому агентству не хотелось.
– Мы стали мониторить Интернет и совершенно случайно вышли на блог, где ИT-специалисты обсуждали различные проблемы, – рассказывает директор по персоналу компании «Караван» Светлана Нагорная. – Блогеры давали совершенно волшебные рекомендации и практические советы по интересующей нас специфике. Мы посмотрели, кто автор блога, и, прочитав информацию о нем, поняли – это именно тот специалист, который нам нужен. Причем порадовала не только его профессиональная компетентность, но и манера общения. Рассказывая о своей тогдашней работе, он крайне корректно отзывался о работодателе, хотя обычно все бывает наоборот. Мы пригласили автора блога в нашу компанию, и вот уже год он успешно работает с нами.
Кого можно найти
По статистике сайта Careerbuilder.com, каждый четвертый работодатель хотя бы однажды размещал свою вакансию в блоге. А каждый десятый заглядывал в «живые журналы» для сбора дополнительной информации о попавших в поле зрения соискателях.
– Отдача от блогов сопоставима с отдачей от использования специализированных порталов – job.ru и superjob.ru, – уверена генеральный директор агентства PR Partner Инна Алексеева. – И при этом это совершенно бесплатный ресурс. Конечно, он подходит для поиска людей далеко не любой профессии. Но для привлечения PR-специалистов – вполне. Обращаемся мы к блогам также тогда, когда надо узнать, какова репутация соискателя на нашем рынке. Если она негативная, то большой вопрос, стоит ли нанимать его на работу. Другое дело, если реализованные им проекты вызвали неоднозначную оценку и полемику среди профессионального сообщества. В этом случае это может быть расценено скорее как плюс, а не как минус.
Сетевые дневники ведут главным образом активные молодые люди. Поэтому блоги отлично показывают себя, если компании постоянно требуется приток дешевых сотрудников для выполнения малоквалифицированной работы. А вот специалистов на высшие руководящие должности найти с помощью блогов практически невозможно. Топ-менеджеры крайне редко ведут публичные дневники или подключаются к дискуссиям на известных интернет-площадках. У них на это просто нет времени.
О чем можно узнать
Блоги могут стать и своеобразным компасом, помогающим сориентироваться в ситуации на рынке труда.
– Однажды нам понадобился универсальный помощник, – рассказывает директор по PR и маркетинговым коммуникациям компании «ИнфоСкан» Людмила Булавкина. – Мы ясно понимали только одно: нужен молодой, думающий и амбициозный человек, грамотно владеющий Интернетом. Но на этом наши представления о кандидате на новую должность заканчивались. Тогда мы стали читать блоги людей, ищущих подобную работу. Они позволили нам определить, что их в ней привлекает и что, наоборот, неприемлемо. Мы выяснили средний уровень финансовых ожиданий кандидатов и поняли, насколько они чувствительны к прочим факторам – например, расположению офиса и нематериальным гарантиям. Кроме того, мы увидели, какие свои качества соискатели обычно маскируют или, наоборот, подчеркивают. В итоге мы поняли, что нам нужен не один помощник, а два специалиста – секретарь и офис-менеджер. Во многих компаниях эти функции совмещены, однако, опираясь на мнение блоггеров, мы решили их разделить. Дальше осталось составить кадровую заявку – и в течение пары дней обе вакансии были закрыты. Сделано это было с помощью традиционного метода – просмотра объявлений о поиске работы на кадровых сайтах. Но предварительная работа с блогами помогла нам избежать встреч с заведомо неподходящими соискателями. С тех пор мы постоянно обращаемся к интернет-дневникам как к инструменту мониторинга кадрового рынка и настроений потенциальных сотрудников.
Можно запросить у блоггеров и отзыв о конкретных персоналиях. Членам сетевого сообщества обычно не составляет труда составить портрет человека, с которым они давно общаются. Ведь, встречаясь в блоге, люди не стараются выглядеть такими же «белыми и пушистыми», как в своем резюме.
– Blog-community обладает особой атмосферой свободы, – уверен Юний Давыдов, генеральный директор рекламного агентства R&I Group. – Дневники пишутся простым, но живым языком. Это придает безликой информации черты реальных людей. И главное, что здесь все по-честному. Авторы высказывают свое мнение, руководствуясь не интересами компаний или властей, а собственным пониманием вопроса.
Благодаря этому работодателю, решившему поискать сотрудников в Сети, легко отфильтровать потенциальных претендентов по принципу «свой – чужой».
Чего стоит опасаться
По статистике, количество блогов в Рунете приближается к двум миллионам. Это и преимущество, и одновременно недостаток. Ведь чтобы найти одного «золотого» специалиста, придется перелопатить горы «пустой» информации.
– Времени уходит слишком много, а вероятность получения желаемого результата мала, – говорит Инна Зеленова – PR-менеджер сети салонов для будущих мам и детей «Кенгуру». – Поэтому мы не пользуемся блогами. На наш взгляд, традиционные способы поиска персонала – через специализированные сайты и издания – более эффективны. Ведь там сконцентрированы вакансии компаний, и люди, ищущие работу, в первую очередь обращаются к ним.
Отчасти с этим согласна и Светлана Нагорная:
– Большинство блоггеров уже трудоустроены, их не интересуют предложения о новой работе. Самые активные нередко пишут дневники в рабочее время, что также настораживает. Поэтому целесообразность использования блогов для подбора персонала каждый раз стоит оценивать отдельно.