
Столичное правительство разработало программу по обеспечению малого и среднего бизнеса нежилыми помещениями. В ближайшие три года в основном за счет инвесторов планируется построить 1,8 млн кв. м. Но очевидно, что огромный дефицит офисов в Москве существенно уменьшить не удастся. Кроме того, предприниматели могут потерять и часть помещений, которыми они пользуются сейчас.
Проект программы, копия которого имеется в распоряжении «Газеты», правительство Москвы рассмотрит сегодня. Проблема действительно серьезная. В 218 тысячах городских предприятий малого и среднем бизнеса сейчас работают около 3 млн человек, мэр Москвы Юрий Лужков любит повторять, что такие предприятия - основа столичной экономики. Однако именно они оказались в самом стесненном положении: на каждого работника приходится чуть более 5 кв. м помещений, половина субъектов малого и среднего бизнеса вовсе не обеспечена офисами или недовольна ими и активно ищет замену.
Искать, как выясняется, особо негде. Действующие программы по строительству нежилых помещений откровенно «проседают» по некоторым позициям. Особенно отстают чиновники в возведении объектов городского значения (многофункциональных деловых комплексов, бизнес-инкубаторов и т.п.). Одна из причин - недостаточное финансирование. Проблему с поиском денег столичные власти попробовали решить еще в конце 2006 года, когда был введен долевой принцип строительства бизнес-центров. Как отмечают авторы проекта, это позволило активизировать стройку в 2007 году. А потому принцип сделали одним из основных. В итоге проект новой программы предполагает, что частные инвесторы (в том числе и дольщики) вложат в 2009-2011 годах 69,5 млрд рублей, притом что общая сумма - 71 млрд рублей. На эти деньги планируется построить 1,8 млн кв. м.
Однако очевидно, что уровень дефицита площадей в ближайшие годы не снизится. В лучшем случае - останется прежним. Простой подсчет: сейчас малый и средний бизнес располагают 16 млн кв. м, значит, прирост составит около 11%. Но при этом количество предприятий малого и среднего бизнеса увеличивается в Москве в среднем на 3-4% в год.
Существует и другая проблема. По федеральному законодательству принадлежащие городу нежилые помещения должны сдаваться в аренду на конкурсной основе. Столичные чиновники считают, что малому бизнесу это не подходит: например, многолетний пользователь помещения, вложивший в его реконструкцию большие деньги, может проиграть конкуренту. Речь идет о немалой доле рынка: город сдает около 2 млн кв. м. И, кстати, вскоре может потерять контроль над ними - опять же федеральное законодательство предписывает московским властям расстаться с активами, не имеющими прямого отношения к выполнению государственных функций. В начале августа столичная мэрия даже направила в правительство России проект поправок к законодательству, регулирующему арендные отношения. Одна из идей - частично отказаться от конкурсов и распределять офисы по старинке: целевым образом. Ответа из правительства пока не последовало: возможно, там изучают размер коррупциогенной составляющей в проекте.