Битый небитого везет

Источник: Дометра
Источник фотографии

В современном западном мире практика привлечения консультантов для решения тех или иных вопросов давно стала нормой. Если рассмотреть молодой российский рынок недвижимости, то легко заметить – консультанты давно и прочно обосновались на рынке коммерческой недвижимости. Иначе обстоит дело на рынке жилой недвижимости.

Для того чтобы разобраться, нужны ли консалтинговые услуги девелоперам, строящим жилые дома, представители обеих сторон собрались за круглым столом. Организовали встречу Агентство элитной недвижимости TWEED и издательский дом «КоммерсантЪ», к разговору были приглашены журналисты, вел встречу Андрей Воскресенский.

Довольно легко стороны нашли общую точку отсчета – прошли времена, когда потребитель на рынке элитного жилья сметал все, что построено в центральном округе. Сегодняшний потребитель более грамотный, более взыскательный и более молодой. Покупать 200 метровую бетонную коробку по 20 тыс. за квадрат только из-за того, что это «просто центр» уже мало кто хочет. Люди хотят жить в интересных, удобных домах. Девелопер, осваивающий участок, должен позаботиться об очень многих вещах, работая на опережение заложить в проект такие идеи, которые будут актуальными в момент выхода дома на рынок.

Сторону девелоперов в обсуждении представляли Андрей Воробьев – коммерческий директор компании State Development, Андрей Лукьянов из Ru Development (компания «Базового элемента», созданная для работы в Краснодарском крае) и представители Villagio Estate – Антон Гололобов, Павел Трейвас, Дмитрий Караия. Мнение консалтинговых компаний освещали Ирина Могилатова и команда из TWEED и Надежда Фолина – старший консультант отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle. Так же активное участие в обсуждении вопроса приняли Наталья Москалева и Надежда Усманова – представители банка «Российский кредит», инвестирующего в проект «Каучук», и Денис Бобков из компании «Миэль».

По мнению Андрея Воробьева уровень консультантов, присутствующих на рынке, не достаточен для оказания необходимых девелоперам услуг. Существующие в Москве генплан, нормы и ограничения уже сами по себе диктуют девелоперу, что должно быть построено на том или ином участке вплоть до вида недвижимости, высоты и площади здания. А зачем тогда нужны консультанты?

Предельно четко и честно ответила на вопрос Надежда Фолина –имя компании-консультанта зачастую помогает девелоперу взять под проект кредит в банке.

Отчасти с коллегой-девелопером согласился Андрей Лукьянов, назвавший рынок девелопмента в России первобытным – сегодня девелоперские концепции совершенно не хитрые, а порой и примитивные, поэтому с такими задачами девелопер прекрасно справляется сам.

Сразу несколько оппонентов назвали удачным проект «Каучук», к разработке концепции редевелопмента территории бывшего завода с одноименным названием были привлечены специалисты-профессионалы в различных «узких» областях. В рабочую группу входили архитекторы, транспортники, маркетологи, социологи, дизайнеры, консультанты по коммерческой недвижимости. К работе над проектом было привлечено сразу семь риелторских компаний, что позволило максимально приблизиться к реальности.

Понятно, что привлечение большого количества консультантов удорожает проект, но повышает его шансы стать успешным.

Девелоперы загородных поселков Villagio Estate раскрыли свою тайну – имея отличную команду профессионалов с большим опытом работы на загородном рынке, имея возможность получать консультации от собственного риелторского подразделения (компания «Инком-Недвижимость» имеет 15-ти летний опыт работы на рынке), нет никакой необходимости идти за советом к консультантам. По мнению Павла Трейваса, успешных девелоперских проектов к примеру, на Новорижском направлении, не более 5%, а значит компаниям, для которых девелоперский бизнес – новая сфера деятельности, для создания конкурентоспособных проектов, которые будут успешно продаваться, просто необходимо привлекать консультантов.

Представители консалтинговых компаний озвучили свое видение задачи консультантов – понять задачу девелопера и предложить ему лучший вариант достижения его цели. По словам Ирины Могилатовой иногда, чтобы убедить клиента-девелопера пойти по предложенному пути, нужно сделать расчет десятка различных вариантов, чтобы человек сам все увидел. У одного девелопера цель – продать быстро по адекватной цене, у другого запас прочности позволяет продавать медленно, но дорого – консультант предлагает путь достижения цели.

На вопрос – существует ли мера ответственности консультанта перед девелопером – опять наблюдалось единодушие. Надежда Фолина сказала, что ни одна консалтинговая компания не берет на себя ни какой ответственности. Неся только имидживые риски. А Андрей Лукьянов подвел черту спора – задача девелопера выбрать именно тех специалистов, которые позволят сделать проект успешным. Вся полнота ответственности лежит на девелопере. Одна из составных частей этой профессии – постоянно принимать решения, в том числе в ситуации перманентно меняющихся условий и нести полностью ответственность за принятые решения.

Фото: site-nibancho.com

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: