Без крыши

Источник фотографии

Точной статистики, сколько же наших соседей в результате кризиса окажется в прямом смысле слова на улице, нет. Однако по оценкам правоохранителей и аналитиков рынка недвижимости и банковской сферы, количество таких людей может исчисляться десятками тысяч. Попробуем подсчитать?

Жертвы «мертвых кранов»

- Сейчас в столице из 300 с лишним стройплощадок меньше ста могут похвастаться тем, что на них продолжается строительство, - рассказывает эксперт рынка недвижимости Алексей Сотников. - На остальных строительство заморожено. Причем, это касается не только тех объектов, степень готовности которых «на уровне зеленого забора», но и домов, практических готовых к сдаче: с накрытой крышей, вставленными окнами и дверями, внутренними работами, наружной косметикой. Это означает, что будущие жильцы ожидают новоселья уже не первый год. Тут три варианта развития событий. Если для получения госакта осталось пройти некоторые формальности и цена вопроса копеечная, застройщик и негодующие инвесторы могут всем миром найти недостающую сумму и начать заселение. Если же дом возводился в спешке, документация, как это нередко бывает, готовилась задним числом, и вопросы коммуникаций жизнеобеспечения так и остались нерешенными, несмотря на то, что объект уже готов, будущим жильцам не позавидуешь.

Скорее всего, им придется ютиться по съемным углам еще не один месяц. В момент кризиса застройщикам втройне сложнее и дороже договариваться с городскими службами. Наконец, может быть и симуляция проблем. Застройщику стало неинтересно тратить имеющиеся средства инвесторов на доведение новостройки до ума, у него есть возможность направить деньги на свои нужды, а «зависшее» строительство списать на кризис. Здесь инвесторам без суда не обойтись. Однако тяжба – дело долгое. Она затянет и без того замороженное строительство. Новую квартиру придется ждать годами.

По разным данным, недостроенными и незаселенными на неопределенный срок могут остаться больше 7 000 квартир.

В мышеловке ипотеки

Банки не спешат называть реальные цифры проблемных кредитов, боясь переполошить и без того растерянных вкладчиков. Однако по оценкам экспертов, только за этот год доля «проблемки» в ипотечных кредитах, выданных на покупку жилья в столице, увеличилась примерно на треть, и составляет без малого 26% от общего ипотечного портфеля. Это означает, что сегодня каждый четвертый заемщик «сидит на чемоданах» и готов со дня на день протянуть банковскому менеджеру ключи от залогового жилья.

- Сегодня в базах агентств недвижимости и на сайтах банков заложенные квартиры, выставляемые в свободную продажу, - явление не массовое, их всего 30-35,- рассказывает кредитный брокер Татьяна Мельничук. - Однако это не означает, что тысячи других людей прекрасно справляются с кредитом. Многие договариваются с банком и продают жилье самостоятельно. На рынке недвижимости сделка с «банковскими» объектами – явление очень частое. Их владельцы готовы идти на любые уступки, лишь бы побыстрее найти покупателя и сбросить с себя ярмо неподъемного долгового обязательства.

По оценкам риелтеров, из выставленных в конце марта в продажу 5 с лишним тысяч квартир больше тысячи – с банковским «обременением». Это вынужденные продажи, после которых их недавние владельцы в лучшем случае остаются с мизерной суммой денег, чаще - вообще без копейки. Это означает, что рассчитывать на покупку жилплощади даже на сильно «упавшем» рынке они не могут.

Снять нельзя съехать

Стоимость аренды жилья продолжает снижаться, утверждают киевские специалисты по недвижимости. Темпы падения в среднем фиксируются на цифрах 2,5-3% в месяц – в зависимости от района и качества жилья. Более того, хозяева идут на всевозможные уступки: заключение краткосрочных договоров, поселение нескольких семей в одну квартиру, нерегулярную оплату (по факту дохода). Тем не менее, столичные квартиры все чаще оказываются не по карману приезжим специалистам, особенно если тех сократили или отправили в неоплачиваемый отпуск на работе.
«Такого количества пустующих квартир мы не помним, - рассказали «АиФ» в одном из ведущих агентств недвижимости. - Спросом пользуются только самые дешевые. Остальные «зависают» на месяцы. Старые жильцы съезжают, новых нет. Можно смело сказать, что остаются невостребованными до 40% ранее рейтингового жилья.»

По приблизительным подсчетам, предоставленным нам риелтерами, с начала года арендаторы съехали «в никуда» примерно с тысячи квартир.

Наши стены – сосны-великаны…

Куда же отправляются люди, волей судьбы и кризиса оказавшиеся без крыши над головой? Оказывается, опробованных вариантов немало.

Например, один киевлянин, разведясь с женой и не имея возможности арендовать жилье, построил себе землянку в Дарницком лесу. Второй, уволенный с работы и выселенный из арендной квартиры, облюбовал для жизни старую яхту, намертво пришвартованную к берегу одного из озер на Оболони. Еще один смельчак не побоялся морозов и под Новый год переехал в свой гараж, оставив квартиру вместе с энной суммой кредита на нее любимой жене и ее бойфренду.

- Людей, оказавшихся без средств к существованию и, как результат, без крыши над головой, становится все больше, это мы видим по числу тех, кто «поселяется» в зале ожидания, - рассказали «АиФ» сотрудники охранного агентства, контролирующего общественный порядок на вокзале. - Много приезжих, особенно – строителей из западных регионов Украины. Появились и те, кто ездил зарабатывать за границу, а теперь вернулись и в поисках куска хлеба планировали остановиться в Киеве. Кто-то подрабатывает, накапливает деньги на билет и отправляется на родину. Но есть и те, кто живет на вокзале месяцами.

«У нас существенно упали доходы сотрудников, - поведали нам в одной из самых успешных в столице фирм в области рекламы и PR. - Но объем работ не уменьшился и увольнять персонал работодателю невыгодно. Несколько сотрудников оказались в затруднительном положении: их зарплаты физически не хватает на то, чтобы оплатить аренду жилья. Хозяева квартир выставили на улицу. Дирекция компании пошла на то, чтобы отвести прямо у нас в офисе две пустующие комнаты в конце коридора под «служебное общежитие». Поселившимся там запрещают выдавать свое место жительства клиентам во время рабочего дня.»

«Многие коренные киевляне, оказавшиеся в стесненных условиях, покидают или продают свое жилье и поселяются на своих или в деревенских хатах в 100-километровой зоне вокруг столицы, - рассказал риелтер Александр Евтушенко. - Только за последний месяц количество заявок на покупку недорогих домов увеличилось вдвое.»

Дача – идеальный вариант, считают брокеры. Как правило, она находится в зоне досягаемости, удобно добираться в столицу на работу и обратно. Однако, поселившись в домике у озера, надо помнить: до тех пор, пока вы не переведете его в жилой фонд, вы будете нарушителем закона, как и большинство из тех., о ком мы писали в этой статье.

- Всякий, кто живет вне зоны собственного жилого помещения и не имеет возможности зарегистрироваться, нарушает закон о регистрации граждан в той его части, которая обязывает стать на регистрацию в течение ближайших 10 дней после заселения, - пояснили нам в столичном милицейском Главке.

Подготовила Светлана ГОЛЛАНДС

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: