В конце XIX – начале XX веков, в эпоху процветания купечества, промышленно-торгового и культурного роста, Нижний Новгород слыл центром международной торговли, сполна оправдывал звание «кармана России» и прирастал филиалами крупнейших на тот момент банков империи. Проходя мимо изящных зданий и особняков, многие нынче и понятия не имеют, что когда-то здесь бурлили финансовые потоки.
Дети поземелья
На улице Пискунова близ Нижегородского универсама высится помпезный теремок Дворца детского творчества имени Чкалова. Возведен он был, разумеется, не для пионеров, а в качестве филиала Крестьянского поземельного банка, учрежденного в 1882-м по инициативе Александра III и к 1915 году располагавшего отделениями в 68 губерниях. Сие учреждение, преодолевая «недостаток духа предпринимательства в русском обществе» и дефицит свободных капиталов у населения, занимался ипотечным кредитованием крестьян, активно выкупавших земли помещиков.
Изначально филиал квартировал в доходном доме Сергеева на Покровке, но теснота сподвигла Правление банка обзавестись собственным зданием. Строительство началось в июле 1914 года. Несмотря на военное лихолетье, на ценных материалах, включая мрамор для внутренней облицовки, и передовых технологиях не экономили. Верховодил процессом многоопытный архитектор Федор Ливчак, соорудивший аналогичные подразделения банка в родном Симбирске, Тамбове, Кишиневе, Оренбурге и Курске. Предложенный им проект в неорусском стиле – симбиоз монументальности форм и эмоционального строя отечественной архитектуры XVII столетия и вариаций на тему древнерусского зодчества. Комплекс снабдили новейшим по тем временам оборудованием: паровые котлы для отопления, бронзовые краны, американские жалюзи, электрическая сигнализация, внутренняя телефонная связь, подача холодной и горячей воды.
К ноябрю 1916 года все строительные работы были завершены, в феврале 1917-го банк въехал в новое здание, а в декабре того же года декретом Совета Народных Комиссаров Крестьянский поземельный банк упразднили. В 1920-е гг. здесь размещался Совет Народного хозяйства, с 1937 года – Дворец пионеров, ныне Дворец творчества юных.
Приют комедиантов
Эпицентром деловой жизни дореволюционного Нижнего Новгорода слыла улица Рождественская, где банки соседствовали с доходными домами, лавками, магазинами, складами. Близость водной магистрали и Нижегородской ярмарки аккумулировала здесь интересы многих предприимчивых людей, включая отпрыска самой известной купеческой династии края Николая Бугрова.
К XVI Всероссийской промышленно-торговой выставке 1896 года, вызвавшей в городе настоящий строительный бум, Николай Александрович на месте старого и, по его разумению, скромного отцовского особняка возвел на Рождественке пышный доходный дом. На первом этаже расположились магазины. А второй за 5000 рублей годовых был сдан Нижегородскому отделению Волжско-Камского банка. Деятельность этого финансового заведения была столь успешной, что даже на момент ликвидации в 1918-м, после всех войн и революций, его активы составляли около 35 миллионов рублей – гигантская сумма для того времени.
После революции Бугровский дом, как его называли в народе, не поменял своего назначения. Здесь последовательно располагались Нижегородская контора Народного банка РСФСР, Нижегородский уездный финансовый отдел, Нижегородская контора Госбанка СССР. И только в декабре 1957 года сюда определили Горьковский театр комедии. Большой банковский операционный зал стал зрительным. Впоследствии, когда комедиантов переселили на Грузинскую, здание отреставрировали и приспособили под Японский центр.
Два в одном
В непосредственной близости от Бугровского дома располагается еще один исторический памятник, связанный с банковским делом. Нынче там Управление Волжского речного пароходства, а когда-то он именовался не иначе «Банк Руковишниковых».
Статные сыновья Григория Михайловича Руковишникова, прошедшего тернистый путь от владельца кузнечной лавочки до монопольного поставщика железа по всей Нижегородской губернии, Сергей и Митрофан, мягко говоря, не бедствовали и владели многими объектами недвижимости, включая тот дворец, где нынче функционирует Нижегородский историко-архитектурный музей. Имелось у них, как у всяких порядочных миллионеров, и сооружение на Рождественской, которое в 1899 году ненароком сгорело. И тогда Руковишниковы выписали из Москвы выдающегося русского архитектора эпохи модерна Федора Шехтеля, заказав ему, чего мелочиться, комплекс сразу из двух зданий.
Первое, которой ныне числится по улице Рождественской под номером 23, было сдано в эксплуатацию в 1908 году. Тогда же, а вовсе не при советской власти, над входом появились аллегорический изваяния скульптора Коненкова – рабочий и крестьянка, символизирующие промышленность и земледелие. Здесь разместилось отделение Русского торгово-промышленного банка, одного из крупнейших в России, желанными клиентами которого, как вы понимается, фигурировали Руковишниковы.
Промышленный корпус - второе здание комплекса, которое органически представляло собой одно целое с вышеозначенным банком, появилось на Нижнее-Волжской набережной тремя годами позже и сразило наповал темой «готики» в окружении чисто русской архитектуры.
Сочетание рационализма и романтизма, вертикальные стремительные линии, вольная интерпретация мотивов средневекового европейского зодчества, граненые башенки разной высоты, завершенные металлическими колпачками. Не дать, не взять – исполинский орган, рассчитанный, по замыслу автора, на восприятие в первую очередь с Волги. Наверное, это не самое изысканное здание города, но одно из самых смелых и неожиданных – это уж точно. В новейшей истории, кто не в курсе, его застолбило швейное объединение «Маяк».
Жизнь продолжается
Убеленный сединами Нижний Новгород встречает гостей не только памятниками былого. Да, большинство новоявленный архитектурных творений вызывают, мягко говоря, неоднозначные оценки как в среде профессионалов, так и в широких массах простых обывателей. Но встречаются и такие, которыми город может гордиться. Среди них – единый комплекс из двух «взаимоисключающих» зданий банка «Гарантия» (ныне «Саровбизнесбанка») на Малой Покровской, плод творческой мысли архитекторов Александра Харитонова и Евгения Пестова.
Первую часть комплекса в стиле винтажного модерна с «привкусом нижегородской ярмарки» ввели в строй в 1996 году, вторую в экспериментальном духе романтического неомодернизма – в 2000-м. Обе получили Государственные премии. Сооружение стало едва ли не главным символом современного Нижнего – его печатали на всем, от календарей и сувенирных открыток до спичечных этикеток. Жизнь продолжается.
Фото: opentextnn.ru, fotki.yandex.ru, мойнн.рф