
Слышал, что в ближайшие время в Москве откроется сразу несколько дисконт-центров. Расскажите, что это такое и в чем их отличие от обычных торговых центров? Что там будет продаваться? секонд-хенд одежда?
Светлана ЯРОВА, руководитель департамента по работе с собственниками ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate:
Действительно, в первой половине 2012 года планируется открытие аутлета «Белая Дача» в Котельниках (40 800 кв.м). Также к I кварталу следующего года Fashion House Development планирует завершение строительства аутлета на Ленинградском шоссе общей площадью 30 000 кв.м. В 2011 году заявлено о планах строительства Vnukovo Оutlet Village на Киевском шоссе (46 970 кв.м). В этих торговых центрах не будет продаваться секонд-хенд одежда, а будут представлены качественные вещи от всемирно известных или крупных российских марок. Основным отличием от классических торговых центров является ассортимент представленного товара на полках магазинов торговых операторов. Для них присутствие в аутлет-центре - это один из способов реализации стока продукции (несезонные товары, прошлые коллекции, излишки). Поэтому покупатель получает возможность приобрести товары со скидкой таких известных брендов как Nike, Reebok, MEXX, H&M и др.
Фактически аутлет-центр – это центр распродаж, где в одном месте можно найти все, от посуды и перчаток до горнолыжного костюма прошлого сезона. Вряд ли он привлечет московских модников, мечтающих иметь новинки со страниц модных журналов, а вот для практичного покупателя это действительно будет отличный способ найти все необходимое и не переплачивать за право быть первым. Такие торговые центры, только поменьше, уже существуют в Москве, например, ТК «Новый Колизей» в здании спортивного комплекса «Олимпийский», где на небольшой площади сосредоточились стоковые магазины большинства торговых операторов, работающих в Москве. Одним из основных отличий новых проектов станет присутствие в них крупных европейских операторов, специализирующихся на продаже стоковых коллекций брендов люксовых и премиальных марок, которых, возможно, еще нет в России как таковых.
Дополнительным преимуществом выступают комфортные условия покупок и удобная инфраструктура - кафе, магазины сопутствующих товаров, детская игровая зона.
Андрей ЧАМКИН, директор по коммерческой недвижимости компании I`M Company:
Дисконт-центры - это форматы магазинов, где подаются товары с дисконтом. Причем совсем не обязательно, что речь идет о дешевых товарах. В частности, в ТРЦ «Мега» работает ЦУМ-дисконт, в других центрах представлен формат «Спортмастер-дисконт». Товары с дисконтом - это так называемые стоки, куда попадают вещи из прошлых коллекций, с незначительным браком и просто залежавшиеся товары. Кстати, в Москве действует дисконт-центр на ул. Ордженикидзе, где основным якорем выступил «Спортмастер», остальные же операторы подключились к нему чуть позже. Дисконт-центр - это центр целевой покупки, где собраны торговые операторы в формате «дисконт». Как правило, такие объекты расположены за пределами исторического центра, могут размещаться в бывших цехах заводов и пр. Эти объекты не имеют развлекательной составляющей, но имеют ограниченную зону недорогого фаст-фуда.
Александра ЯКОВЕНКО, руководитель отдела продажи торговой недвижимости компании Delta Estate:
Подразумевается открытие нескольких аутлет-центров. Это новый формат на российском рынке торговой недвижимости, который активно развивается. Это крупные торговые центры, в которых собраны магазины различных мировых брендов, распродающие прошлогодние коллекции по сниженным ценам (скидка 30-70%). Для покупателей это возможность приобрести дорогие вещи по приемлемым ценам, к тому же в таких центрах соблюдается строгое соответствие размерного ряда и качества. Еще одно существенное отличие аутлет-центров - это их загородное расположение, поскольку найти свободный земельный участок минимум 3 га в пределах города не реально. Да к тому же стоимость земли за городом существенно ниже, а это дает возможность снижения уровня арендных ставок. Для нашего рынка торговой недвижимости это начальные шаги в этом направлении и, конечно, для реализации первых проектов будут привлечены западные компании (консультанты, архитекторы и т.д.).
Проекты строительства аутлет-центров были разработаны еще до кризиса, который помешал их реализации. Однако сейчас это направление реанимируется. В ближайшем времени предполагается открытие нескольких таких центров. В Подмосковье это Outlet Village Belaya Dacha (Котельники) и Fashion House недалеко от аэропорта «Шереметьево», а еще один - Outlet centre «Утка» - планируется возвести недалеко от Северной столицы во Всеволжском районе. Запланирован еще один проект аутлет-центра Vnukovo Outlet Village, в Ленинском районе Московской области по Киевскому шоссе, в 2 км от аэропорта Внуково.
Также намечается тенденция к перепрофилированию уже существующих торговых центров, и пример тому - реконцепция ТРЦ «Вэймарт», расположенного на пересечении МКАД и Каширского шоссе. Его заменит аутлет-центр BrandCity. Это связано, прежде всего, с активным развитием рынка коммерческой недвижимости, которое привело с одной стороны к увеличению доли присутствия у нас западных ритейлеров, а с другой к насыщению традиционными торговыми центрами.
Перспектива развития данного направления торговой недвижимости на российском рынке несомненно есть. Многие наши соотечественники ощутили все преимущества подобного формата за рубежом и не откажутся от этого удовольствия у себя на родине.