Памятник культурного наследия в историческом центре Нижнего выставляют на открытые торги за 109 млн. руб. вместе с земельным участком. Аукцион 3 июля.
Да, с молотка пустят тот самый ночлежный дом, о котором известно любому школьнику, читавшему пьесу «На дне», и любому театралу планеты, знакомому с постановкой. Между прочим, пьеса Горького была первой в истории театрального искусства, где в качестве главных действующих персонажей были выведены образы босяков (бомжей, по современному), а местом действия является ночлежка. Наша нижегородская ночлежка! Заведение также описано в очерке Горького «Н.А.Бугров». Писатель всегда с благодарностью вспоминал бугровский ночлежный дом, где и сам вместе с матерью не раз находил приют, когда после разорения семьи они перебивались поденщиной.
Но, получается, что все это - мелкая лирика на фоне планов администрации.
Согласно документации Мингосимущества и земельных ресурсов, есть сухая проза: на открытый аукцион выставляется нежилое трехэтажное здание общей площадью 1 тыс. 996,9 кв.м по адресу: Нижний Новгород ул. Рождественская, дом 2, объект культурного наследия регионального значения.
Одновременно со зданием продается земельный участок площадью 1 тыс. 451 кв.м.
Начальная цена - 108,663 млн. рублей, сумма задатка – десять процентов (10 млн. 866,3 тыс. рублей), шаг аукциона - 500 тыс. рублей. Заявки и документы на участие в торгах принимаются до 11 июня.
Единственное особое условие в договоре купли-продажи: покупатель будет ограничен в использовании данного объекта недвижимости до 1 апреля 2014 года. Все это время нежилое здание будет находиться «под присмотром» органов государственной исполнительной власти Нижегородской области, которые могут применять его по своему назначению. Ну, а потом, как говорится, забирайте и владейте.
Аукцион назначен на 3 июля.
Скорее всего, новость всколыхнет общественность, а мэру и губернатору еще предстоит выдержать шквал вопросов по продаже данного исторического памятника в частные руки.
Довольно удивительно, что такому известному культурному объекту не нашлось применения в рамках какой-нибудь муниципальной программы. Тем более что с 2005 года именно в этом месте города (прямо перед фасадом продающегося с аукциона здания) находится центр главных торжеств, посвященных Дню народного единства.
фото автора Л.Гусевой
Да и что это за сумма в 109 млн. рублей, в которой бюджет нуждается сильнее, нежели в вариантах муниципального использования исторического трехэтажного объекта, памятника купеческой благотворительности?
Приют Бугрова. Историческая справка
В 1880 году крупный промышленник Александр Бугров, будучи депутатом городской думы, предложил устроить муниципальный ночлежный дом для людей, прибывавших в Нижний Новгород на заработки. Строительство началось. Но до его окончания автор проекта не дожил.
Дело завершил сын Николай Бугров. С одной стороны, предприниматель всероссийского масштаба, с другой – человек нелегкой судьбы, чья личная жизнь складывалась драматично. Похоронив троих детей и овдовев три раза, к 36 годам он потерял интерес к роскоши, зажил бобылем и «всю свою любовь и заботы перенес на бедный люд», как писали в нижегородском журнале «Златоструй» (1911).
Купец пожертвовал на благотворительность свыше 10 млн. рублей, а в 1883 году достроил ночлежный дом на 900 человек и назвал его в память об отце «Ночлежный приют имени А.П.Бугрова».
Строительство трехэтажного каменного здания (по проекту архитектора Ф.Фалина) обошлось Бугровым в 75 тысяч рублей. А чтобы содержание приюта не легло бременем на городской бюджет, Николай Александрович купил в дар городу здание с торгово-складскими помещениями. Все доходы от его арендной платы шли на нужды ночлежного дома.
www.nizhnyfoto.ru
В Бугровский ночлежный приют принимали людей без различия пола и возраста. Согласно статистике, здесь ночевали от 730 до 1260 человек в сутки. За пять копеек ночлежники получали тарелку щей, фунт хлеба (чуть меньше 0,5 кг) и чай. Как уже было сказано выше, Максим Горький и его мать неоднократно находили приют в этой ночлежке после разорения семьи.
Только за один 1890 год здесь переночевало более 370 тысяч человек. Множество нищих и обездоленных спали прямо на полу в залах и коридорах, а кто-то – на нарах, но были благодарны самой возможности ночевать под крышей, особенно в холодное время года.
Старообрядцы Бугровы были противниками пьянства и всяческих увеселений, поэтому на дом была помещена надпись, устанавливающая правила внутреннего распорядка: «Водки не пить. Песен не петь. Вести себя тихо». И правила эти неизменно соблюдались.