Ряд небольших или недавно вышедших на рынок риелторских агентств замечен в искусственном увеличении числа объектов, которые они предлагают к продаже. На поверку оказывается, что большая часть их заимствуется из баз данных других игроков рынка. Такая «работа на имидж» дезориентирует потребителя и приводит к сбоям в работе риелторских компаний. Пока реальных рычагов воздействия на недобросовестные компании нет.
Риелторы Самары обеспокоены тем, что одни и те же объекты недвижимости на вторичном рынке пытаются продавать сразу несколько компаний. Лет десять назад это явление было массовым: тогда продавцы квартир обращались сразу в несколько фирм. Позже в практику были введены эксклюзивные договоры агентств с клиентами. Главный редактор газеты «Новости рынка недвижимости» и журнала «Зеленая площадь» Ольга Юркевич рассказала «Советнику», что в последние 2-3 месяца он-лайн-база данных портала www.nrn.ru показывает, что у некоторых небольших риелторских компаний или тех, которые недавно появились на рынке, в работе имеется больше объектов, чем у ведущих игроков рынка. По данным www..nrn.ru, сегодня лидером рынка, судя по числу объектов в прайс-листе (567), является ТК «Арбат», работающая на рынке почти 15 лет и имеющая 6 офисов, а второе место занимает АН «Содружество», созданное меньше года назад (380 объектов, 1 офис). Для сравнения: у ведущих игроков рынка недвижимости группы компаний «Дисса» - 307 объектов, у АН «Визит» - 287, а малоизвестные, недавно работающие и явно небольшие «Престиж-недвижимость», «Веста-престиж», «ЕСН» и некоторые другие заявляют, что имеют в работе соответственно 264,142 и 135 квартир. У других же мелких и малоизвестных агентств показатели гораздо скромнее: на уровне 3-15 квартир.
Но делать выводы о стремительном развитии новых агентств рано: по мнению представителей крупного риелторского бизнеса, речь идет о банальном воровстве их баз данных, тем более, что размещение информации на сайте www.nrn.ru и в журнале «Зеленая площадь» стоит копейки – от 5 до 40 рублей за объект, а документального подтверждения работы с объектами не требуется.
По словам генерального директора группы компаний «Дисса», президента Поволжской гильдии риелторов Максима Хвостова, такая практика хотя и не является незаконной, но дезориентирует потребителя и других операторов рынка недвижимости. «Во-первых, мелкие агентства «раздувают» не только собственные базы, но и создают иллюзию большего предложения и, соответственно, ложное представление о рынке. Для потребителя открытие того, что подходящего для него жилья на самом деле меньше, может быть неприятным, да и риелторов это сбивает с толку. Во-вторых, недобросовестные агентства таким образом пытаются создать имидж крупных компаний. Я не говорю, что каждое мелкая или недавно открывшаяся риелторская компания ненадежна, но она вводит потребителя в заблуждение, а что стоит за раздутым имиджем, трудно предположить. Тем более, что на риелторов, не состоящих в ПГР, фактически нет никаких рычагов влияния», - констатирует Хвостов.
По мнению некоторых аналитиков, помимо искажения реальной картины рынка недвижимости, воровство баз данных может иметь и негативные материальные последствия для участников рынка. Например, компания, выдающая «чужую» квартиру за свою, может потребовать «откат» за привлечение клиента от того оператора, которое имело эксклюзивный договор на реализацию жилья. С одной стороны, привлечение клиента – это работа, которая должна быть оплачена, а с другой – оно произошло недобросовестным способом. Кроме того, как заметил Максим Хвостов, двойные продажи на вторичном рынке невозможны, но вот несколько одновременно взятых авансов или задатков и скандалы из-за того, кто из потенциальных покупателей должен стать реальным, вполне могут быть.
По словам Ольги Юркевич, отследить, не повторяются ли объекты в базе данных, физически невозможно: риелторы корректируют ее сами. Воздействовать на недобросовестные компании пока возможно только словесно. Впрочем, в ПГР собираются обсудить и другие методы.
Старые песни на новый лад
Сегодняшняя ситуация не нова. Ранее такие схемы действовали на первичном рынке и порой становились причинами двойных-тройных продаж, но поскольку здесь был ярко выраженный криминальный оттенок, риелторы и строители выстроили такую систему взаимодействия, которая позволила свести на нет эту проблему. Подобная схема характерна и для рынка аренды, который начал развиваться цивилизованным путем сравнительно недавно. Прибыль риелторов от этих услуг относительно невелика (50% от месячной ставки), а наработать приличную базу «с нуля» довольно сложно, поэтому заняться арендой могут позволить себе либо крупные агентства (ТК «Арбат», АН «Мабис» и некоторые другие), либо специализированные (АН «Кредо», имеющее уклон в элитный сегмент).
Солидную долю рынка аренды занимают мелкие агентства, которые торгуют «адресами»: за плату в 1000-1500 рублей в течение месяца предоставляют клиенту данные о сдающихся квартирах и телефоны их владельцев. При этом в большинстве случаев оказывается, что жилье либо уже сдано, либо вообще не сдается, либо телефон оказывается вымышленным, но агентства за это ответственности не несут. Состава преступления здесь нет: в договоре прописано лишь то, что фирма предоставляет адреса, а не отвечает за вселение клиента в квартиру. Привлекают же потребителя такие фирмы, что публикуют объявления о сдаче конкретной квартиры, но при звонке выясняется, что жилье уже сдано, и клиенту предлагается заключить договор и посмотреть другие варианты. Как правило, от этого редко кто отказывается. Впрочем, постепенно доля таких агентств на рынке аренды жилья уменьшается.