
Самовыражение в архитектуре иногда не только удивляет, но и шокирует.
Не хочу показаться ханжой, но некоторые объекты в архитектуре больше пугают, чем приятно удивляют. Это как на вручении какой-нибудь кинопремии звезда перебарщивает с оригинальностью и в результате ее платье берет приз, как «самое ужасное платье вечера».
Английский поэт и художник Уильям Моррис как-то сказал: «Приезжая в Париж, я обедаю только в ресторане на Эйфелевой башне. Это единственное место, откуда не видно этого чудовищного сооружения».
Мы сейчас не говорим об однотипных многоэтажках, которые есть практически в каждом городе нашей необъятной. Речь, как раз, о том, что принято считать оригинальностью, куда принято водить гостей города.
Возьмем, к примеру, жилой комплекс «Edificio Mirador» в Мадриде. Чем-то напоминающий те самые однотипные многоэтажки, но только с агрессивным вкраплением красного, совершенно невменяемым размером окон. С одном стороны оригинальность и выделение «из толпы», а с другой вопрос удобства проживания и эстетики. При взгляде на этот комплекс вспоминаются слова советского писателя Леонида Семеновича Сухорукова: «Если архитектура - это застывшая музыка, то от иной „музыки” стынет кровь в жилах».
Меня восхищают оригинальные общественные здания, здания-офисы компаний, которые отражают суть их деятельности. Но, когда в жилищном строительстве появляется «монстр», то рационализм берет верх над романтичной возвышенностью и мозг хладнокровно начинает выводить занудности в стиле «как же в этом можно жить».
Вот, к примеру, архангельский небоскреб, который был несколько лет назад частично снесен, а потом уничтожен пожаром. Многие, наверное, помнят эту историю, когда житель Архангельска Николай Сутягин возвел 38-метровый небоскреб из дерева на берегу Северной Двины в районе Соломбале. Дом позднее был признан самостроем и частично снесен.
Дом называли самым большим деревянным небоскребом, уникальным строением и вносили в разные справочники, но большинство жителей города сходились в одном мнении — вблизи оригинальная постройка вызывала отрицательные эмоции.
Еще одним архитектурным «шоком» современности можно назвать африканскую башню Ponte City Apartments в Йоханнесбурге. 53-этажное здание цилиндрической формы с окнами внутрь цилиндра в свое время планировалось, как тюрьма. Но решено было сделать из него жилой дом, но вот о комфортности проживания совершенно позабыли.
К слову, однажды башня уже попадала в список самых «уродливых зданий мира» по мнению журнала The Daily Telegraph. Также, как впрочем, и вышеупомянутый мадридский комплекс.
В том же топе архитектурных ужастиков оказалась и миланская башня Торре Веласка, которая была выстроена в стиле крепости Средневековья. Вблизи башни создается ощущение незавершенности и заброшенной стройки, но, между тем, часть этажей в ней отданы именно под жилье.
Оригинальность хороша, когда она в меру. Особенно, на мой взгляд, важно соблюдать эту меру при строительстве зданий (особенно жилых), а также при вписывании «оригинала» в имеющуюся архитектурную среду.
Но, как говорится, это всего лишь мое частное мнение...