
Кризис, который пришел на рынок недвижимости этой осенью, останется с нами по крайней мере до весны, и ждать оживления рынка до 2009 года уже не приходится. Однако для того, чтобы справиться с ним весной 2009 года, нужно позаботиться о правильной антикризисной стратегии уже сегодня.
Основные вопросы, которые приходится решать игрокам рынка этой зимой, сводятся к двум - как продать недвижимость в условиях кризиса и как достроить недвижимость в условиях кризиса. Какие сегменты рынка сохранили хорошие перспективы при «плохой погоде»? Чем стоит руководствоваться при выборе векторов развития на 2009 год? Когда нужно понижать цены на построенное жилье, и какова граничная планка понижения?
Рынок сегодня находится в ожидании. Чего ждут основные игроки? Продавцы ждут вывода на рынок денег, которые потенциальные инвесторы изъяли из других, стремительно дешевеющих активов. Так, по данным ЦБ РФ, в сентябре из российских банков граждане страны забрали 87,9 млрд. руб. В свою очередь, ждут и покупатели - обещанного снижения цен на жилье. Уже не первую неделю эксперты обещают, что покупатели, которые придерживали свои средства до поры, до времени, начнут скупать подешевевшие квартиры оптом.
Однако сказочного второго пришествия покупателей на рынок пока так и не состоялось. Почему? Причины для временной пассивности потребителей - с одной стороны, в нестабильности финансового положения российских граждан (к примеру - собирались покупать квартиру на отложенные деньги, однако одного из членов семьи уволили, другому сократили зарплату, в итоге сбережения оставляют для того, чтобы просто выжить на них в трудные времена). Оживление покупательского спроса возможно только после наступления затишья на финансовом рынке, когда волна стихийных поглощений, увольнений и сокращений уляжется.
Надо также отметить, что многие покупатели, имеющие средства для покупки жилья, по-прежнему ждут. Они ждут еще большего снижения цен - дисконты в 25-30% их все еще не удовлетворяют. Сегодня эксперты заговаривают о снижении цены до 50%. Вероятнее всего, что, как только такое снижение произойдет, мы увидим волну спроса на жилье эконом-класса. Ведь потребность в жилье никуда не делась, с одной стороны, с другой же, призрачная угроза девальвации рубля, о которой пока никто не говорит всерьез, может заставить даже осторожных покупателей вложиться в некие незыблемые активы - такие, как собственная недвижимость.
«Жилье является одним из немногих активов, стоимость которого имеет положительный тренд и меньшую волатильность в краткосрочные периоды», - говорит Константин Ковалев, управляющий партнер компании Blackwood.
26 ноября 2008 года компания AHConferences провела Первую Антикризисную бизнес-конференцию «Кризисные сделки в недвижимости». В рамках этой конференции участники рынка обсудили риски и перспективы в развитии девелоперской и риелторской деятельности, возможные пути и способы преодоления кризиса, а также способы работы на рынке в существующих неблагоприятных условиях.
Рынок постепенно адаптируется к стагнации и застою - после нескольких лет активного роста стоило ожидать охлаждения и падения спроса, говорят эксперты. И чем раньше компании выработают стратегию поведения в кризисных условиях, тем быстрее они начнут выходить из застоя, спровоцированного не только объективными показателями, но и отсутствием навыков работы в период стагнации.