Антикризисные изменения законодательства о банкротстве. Часть 2

А. Ванеев, Е. Макарова и В. Пестриков |
Источник: Собственник
Источник фотографии

В данном материале читателям «Собственника» представляется продолжение обзора основных законодательных нововведений, в соответствии с которыми в настоящее время должны проводиться процедуры банкротства.

Семерку нововведений, вступивших в силу с начала года, с комментариями юристов «Собственник» представил вниманию читателей вчера. Всего же изменений намного больше – целых 15. Напомним, по новым правилам должны проводиться процедуры банкротства, начатые после вступления в силу перечисленных поправок. Итак, продолжаем:

8. Введена новая процедура – погашение задолженности по обязательным платежам третьими лицами. Погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе процедур банкротства является новой возможностью, которая позволяет изменить распределение интересов в деле о банкротстве.

Дело в том, что у уполномоченного органа, занимающего место кредитора по обязательным платежам, задача всегда одна – взыскание в бюджет обязательных платежей в максимальном размере. Также существует ведомственный интерес, заключающийся в том, чтобы быстрее разобраться с несостоятельным налогоплательщиком. Соответственно, действия уполномоченного органа будут направлены на скорейшую продажу имеющегося у должника имущества. И в этом уполномоченный орган может преуспеть, если размер его требований превышает размер задолженности кредиторов.

Однако такой вариант развития событий далеко не всегда является оптимальным. Могут существовать другие лица, которых интересует предприятие в целом как функционирующий комплекс. Очевидно, что экономический эффект от сохранения такого предприятия будет гораздо выше, чем в случае его продажи по частям. Поэтому иные лица могут быть заинтересованы в том, чтобы погасить задолженность по обязательным платежам, занять место уполномоченного органа в реестре кредиторов, и далее, уже обладая правами кредитора в реестре, решить судьбу предприятия более конструктивно. Для такого случая и была введена данная процедура.

9. В ходе внешнего управления разрешено применение обеспечительных мер вне процедуры банкротства. Как и ранее, по новому закону с введением внешнего управления прекращаются все обеспечительные меры. После этого обеспечительные меры могут накладываться, но – по общему правилу – только в рамках процесса о банкротстве. Однако поправками введено существенное исключение из этого правила: оно теперь не касается обеспечительных мер, налагаемых в арбитражном судопроизводстве.

10. Срок конкурсного производства сокращен с 1 года до 6 месяцев. Длительность данной процедуры приводила к необоснованному расходованию денежных средств из конкурсной массы на ее проведение (включая вознаграждение конкурсного управляющего), в результате чего требования кредиторов не удовлетворялись.

С другой стороны, следует отметить, что, хотя ранее максимальный срок конкурсного производства и составлял 1,5 года, на практике данная процедура занимала в среднем 2-3 года, а в некоторых случаях доходила до 7-8 лет. Столь длительный срок был связан зачастую даже не с недобросовестными действиями конкурсного управляющего, а с рядом объективных обстоятельств, возникающих в ходе проведения производства: сложностью поиска и истребования имущества у третьих лиц, сроками оформления правоустанавливающих документов на имущество должника, необходимостью продажи на торгах обнаруженного имущества и т. п.

Таким образом, на сегодняшний день сложно сказать, насколько внесенное изменение повлияет на практику затягивания конкурсных производств. Скорее всего, суды и далее не будут рассматривать данный срок как пресекательный, и в большинстве случаев конкурсное производство будет занимать более года.

11. Введено начисление процентов в размере ставки рефинансирования на сумму заявленных кредиторами требований. Согласно ранее действующей редакции Закона о банкротстве, с даты открытия конкурсного производства прекращалось начисление неустоек, процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности, независимо от характера требований; начисление иных процентов не производилось. Фактически происходило бесплатное использование денежных средств должником. Поэтому, безусловно, изменение в части введения процентов носит положительный характер, так как благодаря ему кредиторы получают право хотя бы на компенсацию потерь, понесенных вследствие отсрочки в погашении их требований и инфляции.

12. Изменен порядок продажи имущества должника в ходе конкурсного производства. Как и ранее, продажа имущества производится на основании предложения конкурсного управляющего о порядке продажи имущества, которое подлежит утверждению собранием кредиторов (комитетом кредиторов).

При этом в случае несогласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) с данным предложением на процедуру дальнейшего согласования впустую тратилось несколько месяцев: для утверждения предложения необходимо было обратиться в суд с ходатайством о разрешении разногласий. В случае если стороны не смогли в судебном заседании разрешить разногласия, суд освобождал конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей, затем назначал нового конкурсного управляющего, и процесс утверждения указанного предложения повторялся.

Принятые изменения позволяют избежать указанной длительной процедуры. Поправки предусматривают, что в случае несогласия кредиторов с предложением конкурсного управляющего о продаже имущества суд может сам одобрить данное предложение. При этом права кредиторов остаются также защищенными, т. к. они вправе предъявлять свои возражения в суде при рассмотрении вопроса об утверждении данного предложения. Кроме того, в законе описан характер и порядок проведения торгов: установлено, что по общему правилу торги проводятся в форме открытого аукциона, четко регламентирована процедура подготовки к проведению торгов и само их проведение. Данные изменения направлены, в первую очередь, на ограничение необоснованных действий со стороны конкурсного управляющего в ходе продажи имущества должника.

13. Разрешен один из ключевых вопросов, с которым сталкивались арбитражные управляющие: что делать, если имущество не было продано по итогам торгов. Теперь, в случае если торги были признаны несостоявшимися, предусмотрены возможности заключения договора с единственным участником торгов либо проведения повторных торгов; в случае нереализации имущества на повторных торгах данное имущество подлежит продаже посредством публичного предложения с последовательным снижением начальной цены.

Таким образом, подлежащее продаже имущество не остается нереализованным после несостоявшихся торгов. Стоит отметить также, что для продажи имущества стоимостью до 100 тыс. руб. описанная выше процедура необязательна – собрание кредиторов (комитет кредиторов) может установить другой порядок продажи.

14. Значительные изменения претерпело правовое регулирование положения залоговых кредиторов (поправки вступили в силу с 11 января 2009 года). Залоговые кредиторы относятся к привилегированной категории конкурсных кредиторов, так как они получают удовлетворение требований из заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами. Однако ранее эта гарантия прав залоговых кредиторов в большинстве случаев не работала.

Прежнее законодательство предусматривало, что средства, полученные от реализации заложенного имущества, сначала направлялись на покрытие текущих расходов и требований, далее – на требования первой и второй очереди, возникшие до заключения договора залога. После этого имущества практически не оставалось, и залоговые кредиторы не получали никакого удовлетворения. Кроме того, не была урегулирована очередность обращения взыскания на заложенное имущество. В результате могло получиться, что за счет имущества, которое продавалось первым, выплачивались текущие платежи, и залогодержатель этого имущества получал меньше в сравнении с теми залоговыми кредиторами, имущество которых продавалось позже.

Благодаря новой норме произошло укрепление прав залоговых кредиторов. Так, залоговые кредиторы теперь не относятся к кредиторам третьей очереди. Поэтому их требования удовлетворяются после реализации залога независимо от наличия иных внеочередных требований и в фиксированном размере: 70% от полученных от реализации заложенного имущества денежных средств (если залог обеспечивал обязательство по кредитному договору, эта доля увеличивается до 80%). В случае же, если после реализации предмета залога требования залогового кредитора удовлетворены не полностью, их оставшаяся часть удовлетворяется в составе требований кредиторов третьей очереди.

Не обижены оказались и другие заинтересованные лица: кредиторы первой и второй очереди получают 20% (15%, если залог обеспечивал обязательство по кредитному договору) от полученных от реализации заложенного имущества денежных средств, арбитражный управляющий – 10% (соответственно 5%, если залог обеспечивал обязательство по кредитному договору). Таким образом, найден компромисс между интересами залоговых кредиторов, кредиторами первой и второй очереди и арбитражного управляющего.

В то же время стоит отметить, что остались за бортом текущие кредиторы – они из средств, полученных от реализации залога, теперь не получают ничего.

15. Определен статус залогодержателей имущества должника, обеспечивавшего обязательство третьего лица. Согласно ранее действовавшему Закону о банкротстве, права залогодержателей по залогу, предоставленному третьим лицом (не должником в основном обязательстве), не имели определенного статуса.

Ряд судов считали их кредиторами третьей очереди. В некоторых случаях требования таких залогодержателей рассматривались в общем порядке вне процедуры банкротства. Последний вариант мог привести к определенным злоупотреблениям со стороны должника.

Должник мог предусмотрительно заложить все имеющееся у него имущество аффилированным с ним третьим лицам, в результате чего при наступлении банкротства кредиторам бы ничего не досталось. Теперь же такие залогодержатели обладают статусом залоговых кредиторов и вправе получать удовлетворение своих требований из заложенного имущества вне очереди, но в пределах, указанных в предыдущем пункте. Кредиторы имеют право голоса в собрании кредиторов лишь в наблюдении; в финансовом оздоровлении и внешнем управлении, по общему правилу, такого права у них нет. Однако они могут его получить в случае отказа от прав на преимущественное удовлетворение требований из предмета залога.

Статья была предоставлена юридической фирмой Magisters www.magisters.com

Фото: Fotobank.ru/gettyimages

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news.
Подписка на обновления
При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Еще по теме: