Гостиничный сектор послеолимпийского Сочи ждет кризис. Такой вывод следует из обзора международной консалтинговой компании Jones Lang LaSalle Hotels "Рынок Сочи: Эволюция или революция"
Как сообщается в исследовании, в 2007 году, на момент избрания Сочи на роль хозяйки Олимпийских игр 2014 года, гостиничный фонд в городе насчитывал около 31 тыс. номеров. Но лишь менее 1,7 тыс. номеров относятся к качественному предложению.
К 2014 году в Сочи должно быть введено около 20 тыс. новых качественных номеров, т.е. объем предложения гостиниц высокого класса вырастет в 12-13 раз.
Обеспечить рентабельный уровень их заполняемости после окончания Олимпиады, по расчетам аналитиков консалтинговой компании, можно только увеличив число постояльцев сочинских гостиниц с нынешних 0,9-1 млн. до 3,2 млн. человек.
Т.е. число «организованных» гостей «Черноморской жемчужины» должно вырасти более чем в три раза за оставшиеся два с небольшим года. Отметим при этом, что число постояльцев сочинских гостиниц остается неизменным с 2007 года.
Старший вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels Марина Смирнова воздерживается от выражения беспокойства, но отмечает, что загрузка отелей Сочи отличается резкой сезонностью и существенно, на 20-40% уступает 4-5*-ным отелям Лазурного побережья Франции.
«Причем в такие города, как Канны или Ницца, мало кто едет просто для походов на пляж. Здесь развит событийный туризм, шоппинг-туры, а также гастрономические туры по стране, в том числе винные», – подсказывает Смирнова возможный путь решения будущей проблемы.
Впрочем, топ-менеджер компании сделала это еще не раз. Когда рассказала о том, что послеолимпийское будущее столиц зимних игр развивается по разным сценариям, и лучший из них – «Открытие возможностей города» – дает толчок развитию города как нового места назначения для туристов после Олимпиады. Этот сценарий развивался в Сеуле и Барселоне.
И когда рассказывала об опыте Хорватии, страны, в которой туристский сезон приходится на два месяца – июль и август, и где воплощается в жизнь программа создания новых услуг, продлевающих сезон. Так, в Хорватии развивается мореходный туризм, эко-, оздоровительный и деловой туризм
Ну а возвращаясь из Барселоны через Хорватию в Сочи, приходится констатировать, что времени для предотвращения «послепраздничных» проблем почти не остается.
Основных причин для негативного прогноза две. Первая: большие люди делают в Сочи большое дело. Они не энтузиасты-краеведы и не меценаты. Перед ними поставлены конкретные задачи и конкретные сроки. И всё, что не относится к выполнению этих задач в эти сроки, не имеет абсолютно никакого значения.
Вторая причина касается тех, кто смотрит на два и более года вперед, кто, может быть, на том или другом уровне даже участвует в принятии решений. Вероятно на их стол попадало немало предложений по превращению Сочи в круглогодичный конвейер конкурсов, фестивалей и «биеналий».
Но зачем? Зачем это делать сейчас, когда бюджетные приоритеты направлены на подготовку к Олимпиаде? Даже не так... Олимпиада должна получить «Олимпиадово». А потом возникнет новая проблема – послеолимпийская. Кто-то будет смеяться и повторять банальности про «Хотели, как лучше...» и т.п. Это их право. Важно то, что решение новых задач потребует новых бюджетных приоритетов. Всему свое время.