![](http://img-news.ners.ru/news/2c/2c46eb62f7465eacc2f8aebfedc1fec3.jpg)
Проведя стопроцентную сертификацию своих членов, Нижегородская гильдия сертифицированных риэлторов взяла курс на саморегулирование. Мы беседуем с президентом НГСР Александром Жилевским.
– Нижегородская гильдия риэлторов стала одним из первых риэлторских объединений в России, все члены которого прошли процедуру сертификации. Как удалось добиться такого результата?
– На прошлом съезде РГР было принято решение: стопроцентная сертификация компаний – членов Гильдии. Хотя лично я выступал против… Мы все-таки занимаемся социально ответственным бизнесом. Поэтому привлекать в ассоциации новых членов огульно, а потом говорить о том, что мы предлагаем услуги высокого качества – неправильно. Тогда мы будем обманывать нашего клиента изначально.
Подчиняясь решению большинства, мы в Нижнем Новгороде решили провести стопроцентную сертификацию наших членов к 1 января 2009 года. Провели разъяснительную работу, семинары. А самое главное – мы поставили перед собой цель уже сейчас готовиться к тому, чтобы стать саморегулируемой организацией. Несмотря на то, что закон о СРО – очень жесткий. Но первый шаг – это, безусловно, сертификация, и мы его сделали.
– В результате этого шага, надо полагать, количество членов сократилось?
– У нас было 49 компаний, сейчас 31. Те, кто прошел сертификацию, – члены Гильдии с правом голоса. Те, кто по каким-то причинам не сертифицировались, переходят в разряд кандидатов и после того, как выполняют требования, вновь становятся членами. На сегодня у нас пять компаний не завершили процесс сертификации.
– Какие затруднения испытывают компании чаще всего, проходя эту процедуру?
– Ну, например, офис компании расположен в жилом помещении, принадлежащем ей на правах собственности. В стандартах же четко сказано, что оно должно быть переведено в нежилой фонд. Либо: агентство имеет несколько офисов, в центральном – все в порядке, а остальные нам просто не показали. Покажут, все там будет в норме – тогда и пройдут сертификацию.
– Итого: членов – 31, кандидатов – 5, куда же девались еще 13 компаний?
– Первая причина отказа от сертификации, конечно, финансовая. На растущем рынке зарабатывают все. А вот если компания не способна зарабатывать на снижающемся рынке, я считаю, что дело в низком качестве – не только услуги, но и менеджмента.
Но есть и другой вариант: компании, которые в принципе не могут пройти сертификацию. Они не имеют никакого представления об организационной структуре. Приезжаем и просим показать договор банковской ячейки, нам отвечают, что это коммерческая тайна.
– Интересная получается ситуация: пока не было сертификации, во все гильдии, ассоциации и прочее принимали кого попало?
– А почему нет? А кто сказал, что было по-другому? Я с 1991 года в бизнесе – так сложилась жизнь, пришлось забросить науку. И я всегда отстаивал ту точку зрения, что процедуру сертификации нужно ужесточать – по тем ключевым позициям, где присутствует клиент. И эта практика прекрасно работает, например, в Екатеринбурге.
За последние 14 лет через мою компанию («Агентство «Выбор-Недвижимость») по схеме «Ваша защита» только по вторичке прошло 40 тысяч семей (сейчас уже и считать перестали) – и без единой претензии. В это мало кто верит, но это действительно так.
– И в чем секрет?
– В «прошлой жизни» я был ученым. Так что у меня, можно сказать, фундаментальный подход. Что такое сделка на вторичном рынке: мы меняем право собственности на деньги. Право собственности – это триада: владеть, пользоваться, распоряжаться. Владеть – после того, как получено свидетельство о собственности, распоряжаться – после того, как все юридические обременения сняты (никто не прописан, нет залога, аренды и т. д.). И третье – пользование – когда сняты все физические обременения, то есть квартира освобождена.
Таким образом, право разбито на три составляющие, и за все три составляющие выплачиваются деньги – по факту. Часть права перешла к новому владельцу, он этот результат оплатил, вторая часть – второй платеж, полностью право перешло к нему – выплатил остаток суммы.
Здесь следует уточнить: платежеспособность покупателя подтверждается на этапе подписания договора продажи. Покупатель перечисляет всю сумму денег на лицевой счет, либо в банковскую ячейку. Поэтому продавец уверен, что вся необходимая сумма у покупателя в наличии.
Кстати, эта технология сертифицирована Нижегородской гильдией риэлторов, а в 2003 году за ее разработку и внедрение наше агентство получило диплом золотого лауреата Всероссийского конкурса «100 лучших товаров и услуг России».
– Вернемся к делам Нижегородской гильдии риэлторов. Итак, вы потеряли примерно четверть членов, а что приобрели, кроме того, что в названии добавилось слово «сертифицированных»?
– Когда мы с головой окунулись в сертификацию, у нас, во-первых, появилась, исполнительная дирекция, а во-вторых, мы начали зарабатывать деньги. И это актуально для любой региональной ассоциации: только после того, как она начинает зарабатывать деньги, она уже не зависит от количества членов, в нее входящих, отсюда – качество самой ассоциации.
Риэлторский бизнес должен становиться все более прозрачным. Иначе представители властных структур так и не начнут понимать его смысла. Будут продолжать твердить нам: «Вы продали квартиру». Ведь это говорит о том, что они совершенно не представляют, какую услугу мы оказываем гражданам. Диалог с чиновниками всех уровней, безусловно, необходим. Вплоть до того, что мы сейчас пригласили представителей ОБЭП в орган по сертификации.
Но необходимо общаться и на открытых площадках. 28 мая этого года по инициативе Сергея Потапова, руководителя проекта «Информационная система «Центр», при поддержке нашей гильдии в Нижнем Новгороде прошла выставка социальных консультаций для населения «Все про недвижимость» – аналог петербургской выставки-семинара «Жилищный проект». Местная администрация также поддержала мероприятие, и ее представители выступали с докладами, консультациями и отвечали на вопросы посетителей. За 5 часов выставку посетило более 500 человек.
– Как Вы оцениваете современное состояние РГР и ее перспективы?
– Это слишком серьезный вопрос, чтобы отвечать на него без подготовки. Я уже немолодой человек, но я всю жизнь учусь и являюсь сторонником системного подхода. Если совсем коротко: нет плана развития. Нужно, чтобы каждый член Гильдии представлял себе, как будет выглядеть РГР в 2020 году, к чему стремиться. Пусть даже планка будет завышенной, ничего страшного.
Досье БН
Жилевский Александр Борисович в 1976 году окончил Горьковский политехнический институт и получил квалификацию инженера-механика. Затем в 1983 году окончил Горьковский государственный университет им. Лобачевского и получил квалификацию математика. В 2001 году получил третье высшее образование, окончив при Московском Государственном университете Высшую школу экономики и получив квалификацию – менеджер. Кроме того, ему присуждена ученая степень кандидата технических наук, он автор 47 научных трудов.
Кроме того, г-н Жилевский имеет степень CCIM – сертифицированный консультант по инвестициям в недвижимость (CCIM США) и CPM – сертифицированный управляющий недвижимостью (IREM США).
В настоящее время является Членом национального совета Российской Гильдии Риэлторов, избран президентом Нижегородской Гильдии Сертифицированных Риэлторов (в 2001 и в 2008 годах), в которую входят только те компании, услуги которых сертифицированы на 100%.