![](http://img-news.ners.ru/news/37/3786194c5f491b30d2cccc7e2b899218.jpg)
- Рынок риэлторских услуг надо перестраивать. Это очевидно. Мир изменился, должна измениться и наша услуга. А происходят эти изменения из-за того, что интернет стремительно ворвался в нашу жизнь. По статистике, 60 процентов россиян каждый день активно им пользуются.
Именно интернет изменил представление о казавшихся незыблемыми вещах. Например, торговля переходит в интернет. За одеждой уже совсем не обязательно ходить в магазин, тратить время на дорогу и примерки. Для этого существуют интернет-магазины. Оплати покупку через банковскую карточку, и тебе ее доставят на дом! Мало кому придет в голову и покупать билет на самолет через посредников. Или заказывать гостиницу. Все это легко и просто можно сделать опять-таки через интернет напрямую. В магазине компании Apple в США, где я покупал айфон, не было даже кассира. Его заменило электронное устройство. И именно интернет серьезно повлиял на казавшийся устоявшимся и незыблемым рынок риэлторских услуг Америки.
Есть анекдот, который мне нравится, и который красочно говорит о роли интернета в современной жизни: «На работе на 4 часа выключили интернет. Мы попили чай и наконец-то познакомились».
По большому счету, интернет – враг номер один для всех посредников. Не случайно существует масса сайтов, которые предлагают услуги того или иного рода: посредничество уходит в виртуальное пространство. И не стоит забывать, или умалчивать, что риэлторы тоже оказывают услугу. Они, хоть и важная составляющая цепочки объект-клиент-покупка, но посредники.
На работу риэлторов интернет уже повлиял серьезно, а еще серьезнее повлияет. Сейчас он вышел на второе место по трафику клиентов после сарафанного радио. Поэтому риэлторы должны сделать интернет не просто рабочим инструментом, а и своим союзником. И в нашей компании мы сейчас это делаем. Мы меняемся. Оцениваем реалии и стараемся им соответствовать. Соответствующими технологиями мы владеем. Но, не скрою, дело даже не столько в технологиях, сколько в человеческом факторе. Многие люди хотят и готовы даже не работать, а вкалывать. Но по старинке. Покидать зону комфорта ой как непросто. Особо сложно перестроить свою работу тем, кто работает давно. И дело тут даже не в возрасте. Уверяю вас, наберете вы в агенты бывших студентов, и далеко не факт, что они будут работать по-новому. Здесь все зависит от человека, от его желания соответствовать требованиям сегодняшнего дня, готовности меняться. Увы, делать это многие готовы лишь тогда, когда пустеет кошелек из-за снижения эффективности работы. А ведь можно (и даже нужно) работать на опережение!
Можно посмотреть на необходимость изменений в риэлторском бизнесе и с другой стороны. Все хорошее, как известно, рано или поздно заканчивается. Бывает как: вроде дело налажено, бизнес идет по накатанной, и вдруг раз, и все завершилось. Поэтому надо все время искать продолжение, нельзя успокаиваться. И за каждым лидером должна стоять команда, которая понимает и верит в него. И если так происходит, тогда ничего не страшно.
И еще один важный момент. Надо работать не так, как ты умеешь, а так, как того требует рынок. То, что было актуально 5 лет назад, сейчас давно устарело.