Оптимисты склонны считать, что лет через пять все клиенты на рынке риэлторских услуг будут поделены между брокерами. Или, если хотите, хорошие спецы в области недвижимости будут разобраны клиентами. По крайней мере дело к этому хотя и медленно, но движется. Ведь в начале 2008 года в Российской Гильдии Риэлторов числилось почти 1900 компаний. Как минимум три миллиона москвичей воспользовались их услугами. И лишь 10 процентов сделок купли-продажи жилья до сих пор совершается гражданами самостоятельно.
Четыре кита и остальные
Самая быстрая сделка по покупке квартиры длится не больше месяца. Иные могут тянуться годами. Все зависит от специфики фирмы и профессионализма самого риэлтора. Крупное агентство за счет развитой сети филиалов, безусловно, имеет больше возможностей удовлетворить запросы клиента. Некоторые эксперты даже уверены: чтобы исключить брак в работе, на столицу хватило бы и десятка мощных компаний с развитой сетью филиалов».
«И в самом деле, - подтверждает Юрий Синяев, директор по маркетингу группы компаний «Конти», - Около 30 процентов от всех сделок с недвижимостью распределены между «большой четверкой» риелторского бизнеса – компаниями «ИНКОМ-Недвижимость», «БЕСТ-Недвижимость», «МИЭЛЬ-Брокеридж» и «МИАН — агентство недвижимости». Их общий доход приблизился к 50 процентам от общей выручки московских риэлторов».
Но помимо «китов» в столице имеется около полутора тысяч средних и мелких агентств и компаний, не считая стихийных групп и брокеров-одиночек. «Так что о нехватке агентств не может быть и речи, - успокаивает Надежда Кот, - Даже было бы неплохо, если бы рынок как можно скорее вымыл дилетантов и хамелеонов, искусно замаскировавшихся под суперпрофессионалов».
Риэлторская демография
По наблюдениям Анны Лупашко, президента Московской ассоциации риэлторов, численность агентств и компаний меняется чуть ли не каждый день: одни появляются, другие исчезают. «Так как цены на недвижимость очень высоки и растут день ото дня, - объясняет спикер, - Даже дилетанты пытаются заработать на риэлторском бизнесе. Другое дело, что зарекомендовать себя на этом рынке суждено не каждому. Чтобы создать имя, компания должна обладать огромными и в первую очередь финансовыми ресурсами. Это и содержание офиса, реклама, имидж, обучение сотрудников». Но наблюдается и некая тенденция. Если за год рождается только 10 процентов новых риэлторских компаний, то растворяется в небытие уже около 12. При этом чаще всего «умирают», мелкие «рыбешки», поскольку крупные обладают куда большим потенциалом, как в области кадров, финансов, имущественных ресурсов, так и пользуясь связями, репутацией и собственным авторитетом.
По вопросу появления новичков есть мнение и у Евгения Иванова, генерального директора агентства элитной недвижимости «Усадьба»: «В прошлом году довольно ясно прослеживалась тенденция «разукрупнения»: когда больших агентств, которые часто именуются «кузницами кадров», становилось все меньше, а мелких все больше. Как выражаются эксперты, происходит деконцентрация опыта, когда поднаторевшим брокерам становится тесно в «старой» компании и они, покидая родные стены, создают свои собственные фирмы».
Впрочем, этот факт лишний раз говорит о том, что рынок элитной недвижимости и сегодня нельзя назвать сформировавшимся.
Широта охвата и спектр деятельности
По мнению президента МАР, на риэлторском рынке среди компаний существует деление, как по широте охвата услугами, так и по их спектру. Так вот, по мощности и широте компании делятся на три формата. К первому относятся крупные системные «бренды» с четкой структурой построения, имеющие несколько отделений, филиалов и даже собственную систему обучения. Второй формат – малые компании, штат которых во главе с генеральным директором не превышает 30 сотрудников. Как правило, это пара отделов при полном отсутствии какого бы то ни было обучения. Наконец, существуют компании семейного типа, где работает 10-15 человек, большей частью родственники.
Да и направления деятельности риэлторских агентств довольно разнообразны. Хотя главными по-прежнему остаются услуги по аренде, продаже, покупке, обмене объектов недвижимости. Некоторые агентства стали оказывать помощь по ипотечному кредитованию. Кроме того, деятельность некоторых связана с консалтингом, управлением проектами и даже инвестированием и строительством жилой и коммерческой недвижимости.
«Впрочем, - как признается Юрий Синяев, - не каждый клиент самостоятельно способен отличить хорошего эксперта от неопытного, а серьезную компанию от ненадежной. Особенно когда нет отработанной и утвержденной системы каждого этапа проведения сделки. Чего уж скрывать? Ведь многие вопросы даже опытными риэлторами по-прежнему решаются за счет собственной интуиции и опыта. Поэтому при сделках с жилой недвижимостью всегда будет существовать риск и ошибки».
Фото: bn.ru